ПРОДОЛЖЕНИЕ
Так как йога настаивает на достижении освобождения через самадхи, - пишет Радхакришнан, - она определяется как самадхи... Это - состояние экстаза, в котором связь с внешним миром нарушается. Это - цель дисциплины йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни. Пуруша возвращается посредством нее в вечное состояние (
.
Таковы исходные позиции, содержание и цель философского учения йога. Антинаучный характер этого учения совершенно очевиден.
Прежде всего, йоги не знают и не понимают подлинной сущности человека. Человек существо общественное, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сознанием и членораздельной речью. Впервые только марксизм, вскрывший законы общественного развития, дал единственно правильное, научное определение сущности человека, рассматривая ее как совокупность общественных отношений . Это значит, что практическая и теоретическая деятельность человека по своему содержанию, по форме, по способу возникновения и развития, а также по стимулам, возникающим из потребностей, носит общественный характер.
Приписывая учению йога оздоровительную направленность , как это делают некоторые наши журналы, это значит грубо искажать суть этого учения, выдавать черное за белое. Могут возразить: Но, ведь, наши журналы берут рациональное зерно в системе йогов, а именно: Хатха-йогу, отбрасывая идеализм и религию . К сожалению, и это не так.
Обратимся к исходным методологическим принципам, на которых покоится вся система физического воспитания Хатха-йоги.
1. Учение о пране. По мнению йогов, в космическом пространстве существует и действует мировая сила или абсолютная энергия (прана). Прана присутствует во всем живом от амебы до человека, от самой первичной формы растения до самой высшей формы животного царства (2, стр. 131). Здоровье и сила человека якобы зависят от количества праны, содержащейся в организме. Но прану, согласно йогам," человек добывает преимущественно из воды, пищи и воздуха. Очень важно, в каком количестве и каким способом следует пить воду и принимать пищу, как правильно дышать. Хатха-йога на этот счет содержит ряд рекомендаций.
Прана, - пишет Рамачарака, - не есть |я" человека. Я - это частица Божественного Духа в каждой душе, вокруг которой группируются материя и энергия. Прана же есть та мировая энергия, часть которой употреблена нашим |я" для своего вещественного проявления (10).
Итак, жизнь человека представляет собой взаимодействие двух его составных частей - тела и души - при активном участии частиц мировой энергии (праны).
Здесь мы видим не только то, что йоги целиком и полностью игнорируют социальную сущность человека, но и то, что с биологической точки зрения их понимание жизни человеческого организма не выдерживает никакой научной критики. Учение о пране это попытка доказать, что источником физиологической деятельности человеческого организма является космическая сила, действующая внутри человека как обособленная сущность.
Учению о пране йоги придают решающее значение. Изложение Хатха-йога без описания праны, - пишет Рамачарка, - было бы абсурдом .
Теоретическая несостоятельность и практический вред учения йогов в данном случае состоят в том, что оно ориентирует людей не на познание законов (социальных и биологических) и не на использование познанных законов в интересах жизни и здоровья человека, а на поиски и добывание мистической праны.
2. Учение о клетке. Система йога состоит, по Патанджали, из четырех частей. Первая часть посвящена природе, целям и формам йоги. Вторая часть посвящена средствам достижения самадхи. Третья часть описанию внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, якобы приобретаемых посредством применения ее на практике и т. д. И, наконец, четвертая часть содержит описание природы и форм освобождения .
Йога Патанджади не знает учения о клетке. Нет никакого упоминания о клетке и у других представителей этой системы вплоть до второй половины XIX века. Понятия клетка и учение о клетке появились в трудах сторонников системы йога исторически совсем недавно. Произошло это под влиянием европейских клеточных теорий и в первую очередь, по-видимому, под влиянием концепции Вирхова. Известно, что Вирхов в своей теории исходил из абсолютной автономности каждой клеточки как причины существования . Человеческий организм, согласно Вирхову, представляет собой простую сумму составляющих его клеток.
...Каждое животное, -писал он в 1858 г., -является суммою жизненных единиц, из которых каждая, отдельно взятая содержит все необходимое для жизни. Единство и отличительный признак всего живого должно искать не на том или другом пункте высшего организма, например, в мозгу человека, а только в том постоянно повторяющемся устройстве, которое мы замечаем в каждом отдельном элементе в каждой клеточке (11, стр. 13).
Вирхов до конца своей жизни оставался решительным противником идеи единства организма. В 1898 г. в своей речи на Международном конгрессе естествоиспытателей он говорил:
Так как жизнь органа есть не что иное, как сумма жизней отдельных клеток, которые соединены в нем, то жизнь целого организма есть коллективная, а не самостоятельная функция. Если такое коллективное существо подвергается анализу, будь то целый организм или отдельный орган или одна отдельная ткань, которая находится в полной жизненной деятельности, то первая потребность для правильного истолкования та, что нужно отбросить безусловное единство и нужно иметь н виду отдельные части, клетки, как причину существованиям (12, стр.
.
Итак, Вирхов механистически рассматривал организм как простую сумму клеток, как клеточное государство, как здание, построенное из кирпичиков клеток. Отсюда вытекал так называемый локалистический" принцип в медицине, согласно которому патологические процессы в организме обусловлены местными, локальными изменениями клеток.
В физиологии вирховианцы стремились подменить изучение целостного организма изучением свойств отдельных клеток, пытались превратить физиологию организма в физиологию клетки.
Посмотрим теперь, что говорит Рамачарака, излагая йогическое учение о клетке. Хатха-йога учит, пишет он, что физическое тело человека состоит из многочисленных клеточек, каждая из которых обладает отдельным, независимым от организма в его целом, существованием. Каждая живет своею собственной жизнью, регулирующей все ее действия. Эти жизни являются частью разума, стоящего на определенной ступени развития, что позволяет клеточкам выполнять определенные функции (10, стр. 27).
Влияние вирховианства здесь очевидно. Несколько иначе, чем вирховианцы, йоги представляют себе структуру клетки. Клеточка тела, согласно учению йога, состоит из трех начал :
1. Материи, которую она получает из пищи;
2. Праны, или жизненной силы, которая сообщает клеточкам способность работать;
3. Разума, или умственной стихии , составляющей часть Мирового Разума.
С точки зрения современной науки, клетка - это элементарная система, лежащая в основе строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. Клетка состоит из двух основных частей: цитоплазмы и ядра. Цитоплазму и вещество ядра кариоплазму в совокупности называют протоплазмой. Главными компонентами, прото-плазмы являются белки, находящиеся в соединении с различными органическими веществами, а также жиры, липоиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, неорганические соли, вода (около 70 80%). Ядро содержит хроматин. В протоплазме имеются постоянные составные части - органоиды. Наряду с микроскопической структурой, выявляемой световым микроскопом, в протоплазме клетки и ее частях с помощью электронного микроскопа, дающего увеличение в сотни раз большее, выявляется сложная и разнообразная субмикро-скопическая структура. Жизнь клетки поддерживается непрерывным обменом веществ.
Клетка размножается делением на две дочерние.
В настоящее время установлено, что клетки зародыша любого многоклеточного организма, первоначально относительно однородные, образуются в результате многократного последовательного деления оплодотворенной яйцеклетки. В дальнейшем они подвергаются специализации. Образуются ткани, выполняющие различные функции.
Несмотря на то, что клетки являются элементарными структурными единицами, в которых осуществляется процесс ассимиляции и диссимиляции, с которыми связаны также основные проявления жизни, жизнедеятельность целостного организма, разумеется, не может рассматриваться как сумма жизней составляющих его клеток. Учение о разумности клеток человеческого организма у современных поклонников учения йога занимает большое место. Вот, например, что пишет Рамачарака: Каждая, наделенная разумом, клеточка выполняет свою, строго определенную задачу. Примером разумной деятельности клеток может служить тот факт, что все клеточки питаются, извлекая питание из крови, и извергают все лишние,. все скопляющиеся в них продукты распада. Процесс пищеварения несомненное доказательство разумной деятельности клеточек (13, стр. 10).
Исходя из этих идеалистических позиций, Рамачарака пытается внушить читателям, что по системе йога можно вылечиться почти от любой болезни. Сделать это якобы не так уж трудно. Для этого, по его словам, достаточно умело довести до сознания соответствующих клеток о необходимости борьбы с болезнью, упросить их или приказать им лучше работать . Приведем несколько примеров лечения по системе Хатха-йога.
Лечение печени. Надо в категорической форме приказать: Печень, исполняй лучше свою работу, ты слишком медлительна, и я тобою недоволен; теперь ты должна работать лучше; работай, работай, говорю тебе, и чтобы не было больше этих глупостей (2, стр. 126).
Лечение сердца. Мягко напомните сердцу, что вы бы хотели, чтобы оно работало лучше, но говорите с ним вежливо и не запугивайте его, как печень. Группа клеточек сердца наиболее разумная из всех групп, контролирующих органы; клеточки печени, напротив, глупее всех других; печень имеет характер лошака, тогда как сердце подобно чистокровной лошади, умной и проворной (2, стр. 127). Лечение желудка. Желудок обладает значительной долей ума, хотя и сильно уступает сердцу. Кишки совершенно послушны, хотя терпеливы и многострадальны. Кишкам можно каждое утро отдавать приказание выбрасывать их содержимое, указывая при этом час... (2, стр. 127). Количество примеров можно было бы увеличить.
Однако уже теперь внимательный читатель легко заметит, что подобного рода психотерапия ничего общего с научной медициной не имеет.
Никакой способности самостоятельно мыслить современная наука у клеток не обнаруживает. Она и не может обнаружить по той простой причине, что ее не существует, Органом мышления у человека является мозг. Мысль есть продукт мозга, функция мозга. Разум это высшая степень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигать смысл и свойства вещей. Поэтому обращение к разуму клеток желудка, печени и т. д. есть мистика и плод невежества.
3. Учение о дыхании. С медицинской точки зрения йогическая теория дыхания будет рассмотрена во второй части нашей статьи. Здесь мы хотим обратить внимание читателя на попытку сторонников системы йога придать своей теории дыхания определенный социальный аспект. Речь идет о том, что с помощью правильного дыхания , по мнению йогов, можно дать здоровье не только отдельным людям, отдельным народам, но и всему человечеству.
Одно только поколение правильно дышащих людей, - пишет Рамачарака, - возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное (19).
Здесь еще раз обращает на себя внимание то обстоятельство, что йоги совершенно не понимают или не принимают во внимание социальную