БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ СТИВЕНА РАЙСА
До американского профессора из Университета штата Огайо Стивена Райса (Steven Reiss) «…авторы выводили свои теории мотивации умозрительно - по итогам наблюдений и раздумий. Профессор пошел другим путем. Вместе со своей аспиранткой Сьюзан Хаверкамп он проанализировал работы предшественников и составил список из 328 возможных жизненных целей. Затем исследователи попросили 400 человек разного возраста и социальной принадлежности оценить, насколько значимыми для них являются эти цели.
Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу. Оказалось, что всю наблюдаемую изменчивость можно с высокой степенью точности объяснить действием 16 независимых факторов, которые Райc назвал базовыми потребностями или ценностями. [...] Райc повторил свое исследование еще три раза и результаты каждый раз подтверждались. Всего были опрошены более 2500 тыс. человек в возрасте от 12 до 76 лет, представлявших все расовые и социальные группы и самые разные профессии. Новым этапом работы стала интерпретация 16 базовых потребностей, которые в итоге были истолкованы следующим образом:
Авторитет (или власть) - потребность влиять на других
Независимость - потребность полагаться только на себя
Любопытство - потребность получать новые знания
Одобрение окружающих - потребность быть принятым другими людьми
Порядок - потребность организовать пространство вокруг себя
Создание запасов - потребность делать накопления
Честь - потребность быть верным своей семье и предкам
Идеализм - потребность в социальной справедливости
Социальный контакт - потребность в компании
Семья - потребность растить собственных детей
Статус - потребность иметь высокое общественное положение
Сведение счетов - потребность быть победителем, мстить за обиды
Любовь - потребность быть красивым и заниматься сексом
Еда - потребность в пище
Физическая активность - потребность в физической нагрузке
Покой - потребность в эмоциональном спокойствии.
Кошелева Н., Человек в 16 измерениях, журнал «Директор по персоналу», 2006 г., N 40, с. 52.
Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).