Здесь размещу свой набросок статьи, который был написан 5-6 лет назад.
Духовная Целостность. Принцип Духовной Целостности. Автор психотерапевт Нурисламов Сергей Валерьевич, генеральный директор медицинского инновационного центра ВЫБОР, член ассоциации врачей ВЫБОР, философствующий писатель, психотерапевт, психиатр, нарколог, автор работ по психиатрии и наркологии, по психотерапии и ее применении в наркологии, сотрудник Национального Научного Центра Наркологии и Федерального научно-методического Центра Терапии Психических Заболеваний. 8-495-509-33-05; 8-499-979-23-27
Принцип духовной целостности? это то, чему я стремлюсь следовать в жизни, работе, творчестве, но как далека реализация от идеала.
Духовная целостность, в первую очередь, основана на отказе от самообмана представлениями о себе, как об уже сложившемся человеке.
Мы можем считать себя здоровыми человеками и прибегать к методам психотерапии, духовным и телесным практикам или различным знаниям религиозных конфессий ради поддержания здоровья, для поиска ответов на извечные вопросы человеческого существования, для развития своих способностей или в угоду моде.
Мы можем считать себя больными людьми и посещать психотерапевтов, обращаться к духовным практикам в надежде на улучшение своего состояния, надеясь на исцеление входить в храмы и прикасаться к святыням.
Но готов ли каждый из нас нарушить размеренный ход своего "здоровья" или своей "болезни"? Готовы ли мы признать, что для достижения духовной целостности придется ввергнуть себя в мир множества перемен, зачастую весьма болезненных. Если - "Да", то начало пути положено.
Во-вторых, духовная целостность, повторюсь, достигается болезненным процессом отказа от прежних стереотипов и приятным процессом овладения новыми внутренними и внешними навыками.
Если в процессе психотерапевтического, духовного, творческого или религиозного поиска вы не впадали в периоды разочарований, страданий и болезненных переживаний, значит, Вы еще не приступали к собственным изменениям. Значит, это и то, что в Вас есть нечто, что крепко приросло к вашей личности и не освобождает место новому. (Хотя, конечно, иногда освобождение от старого сопровождается приятными ощущениями, но это происходит или в случае здоровой прямой кишки для организма, или для личности и общества в случае здорового процесса "отказа".)
Приятным же мы назовем не банальное накопление знаний, а интеграцию знаний в деятельность личности. Так здоровый организм расходует на продуктивную деятельность необходимо-достаточное количество потребленной им пищи. Больной же организм или жиреет (энциклопедист-отшельник), или худеет (недоучка-неудачник).
Некоторые знания могут оказаться непосильной ношей для иного ученика. Не всякое Вы бы хотели узнать в свои 5 лет и тем более не всякое хотели бы доверить своему 5-летнему ребенку.
Опасно слово для больных, особенно опасно слово-символ,
Слов произвол, направленный... на слом... стереотипов. (Июнь2003)
В связи с этим, в случае поиска знаний важно иметь учителей, которые укажут пути не осложненного получения требующихся знаний, помогут их понять, научат их использовать, избавят от множества болезненных ошибок. И еще учитель поймет, почувствует или ощутит, когда появится слово "достаточно", когда вновь появится, но уже качественно новая целостность.
Третьим подводным камнем духовной целостности является невозможность зачастую увидеть отличие состояния появившегося от бывшего ранее, отсутствие удовлетворения от полученного или наоборот постоянное любование приобретенным. Решивший эту третью задачу приобретает возможность изменяться самостоятельно и непрерывно до бесконечности.
Нет истины, лишь изменение меня,
И я ушел однажды безвозвратно от
Того, кем был я. Нет конца,
Бесконечна изменений человека череда,
Пониманий множества себя и
Синтез их во славу многих Я. (12.11.03)
Я, как психотерапевт, предпочитаю провокативные техники воздействия на себя, своих пациентов и в силу некоторой целостности воздействия на своих близких. Эти техники похожи на методы постижения истины адептами "прямого пути" в старом Тибете, и при их описании на выходе, возможно, получить с десяток интересных книжонок. Поэтому не буду комкать интересную для меня тему, а всех заинтересовавшихся отсылаю к себе лично.
Со своими клиентами я не редко использую в индивидуальной работе психоанализ, но хочу предупредить, что Фрейда начал читать в обратном порядке следования его работ и пока не закончил.
При лечении больных с наркологическими проблемами, я стал применять методы трансперсональной терапии, холотропное дыхание по Гроффу, эмоционально-стрессовые методы, аверсивные методы, включающие болевую электро-аккупунтуру, ценностно-ориентированную терапию, арттерапию, телесно-ориентированную терапию, медикаментозное растормаживание, состояния измененного сознания. Все эти методики могут сочетаться в рамках непрерывных 10-72 часовых сеансов, заканчивающихся методикой, с моей точки зрения, как-раз-таки являющейся танатотерапией.
Я падальщик, чистильщик, мой атрибут –
Эстамп отверст, разорванных, клоачных бытия.
Стою с лопатой,
Мою злато для себя
И мытников других не вижу. (Июнь 2003)
Обобщающим для всех перечисленных методов может явиться экзистенциальный подход к пониманию проблемных сторон человеческой психики.
К экзистенциальной психотерапии возможно отнести применение древних знаний карт ТАРО, освоенное мною при посредничестве КолошинойТ. Ю.
Учение об истине, запечатленное в символах, дошло до нас в древнейшем памятнике человеческой мысли - Священной Книге Тота - Великих Арканах ТАРО, в которых закодирован эзотерический опыт человечества. Профессиональное обращение к этому опыту может помочь человеку в его внутреннем развитии, подсказать пути решения жизненных проблем существования.
Использование старших арканов ТАРО как психотерапевтического метода показано во всех переломных ситуациях жизненного пути (возрастные, экзистенциальные и духовные кризисы), в терапии тяжелых постстрессовых расстройств, потерь, работе с терминальными больными и тяжелыми инвалидами.
Из исстари без устали
Мы фразы выбираем
И вновь рожденных нет,
Лишь те, что вспоминаем. (3 июня 2003)
Для меня являются интересными задачи техник психотерапии в организационном и бизнес-консультировании.
Использование НЛП (мастером которой я являюсь), суггестивных методов, в особенности, эриксоновского гипноза (владею и им), экзистенциальной психотерапии, провокативных техник, психодинамических групповых подходов, телесно-ориентированной терапии является для меня приоритетным при создании гармоничных производственных, общественных или политических процессов.
Интересна роль индивидуального консультирования в решении различных задач профконсультирования, определения приоритетов ("Кристал решений"), индивидуального продвижения ("Путь Героя"), продвижения организации ("Достижение вершин").
Виды групп в зависимости от стиля руководства группой. Использование методов групповой психотерапии -Т-групп, групп темоцентрированного взаимодействия, гештальттерапии, психодрамы, групп-анализа в организационном и политическом консультировании. Социодрама в решении организационных проблем ("Ресурс навыков", "Переговоры"). Возможности индивидуальных техник: "Стратегия", "Тактика", "Атака", "Защита", "Добивание"и групповых техник: "Сотворение мира", "День первый", "День сегодняшний", "День завтрашний", "Борьба за рай" психотерапии в политических процессах.
Последнее время я совершенствую овладение телесно-ориентированной терапией и считаю абсолютно необходимым ее применение для возникновения духовной целостности в области чувств и ощущений.