«Это как в джазе»
-- А что происходит на самих группах?
-- Там происходит общение. Чаще всего помещение предоставляет наркологический диспансер или Церковь. В комнате стоит стол, за которым сидят от 3 до 60 человек, в зависимости от размера группы. Собрание ведет ведущий, который сменяется: нет постоянного ведущего.
-- Ведущий -- это врач-нарколог, психолог, кто-то из специалистов?
-- Нет, такой же алкоголик. Но обычно у него срок трезвости чуть больше. И на следующем собрании будет другой сидеть на этом месте, то есть у нас нет главных. И люди просто рассказывают о своих трудностях, проблемах, о своем состоянии душевном -- как они себя чувствуют, -- о своих срывах, надеждах. Собрание может работать по «шагам»: «Признания своего бессилия перед алкоголем» (1-й шаг) или «Как я доношу наши идеи до других, кто еще страдает от этой болезни» (12-й шаг). Может быть тема взята из жизни: «Страх», «Отношения в семье» и т.д. Например, человек приходит и говорит: «я выздоравливаю, а моя жена делает все, чтобы я запил: мы все время ссоримся, она все время меня оскорбляет. Что мне делать?» И вот каждый может высказаться на эту тему, делясь своим собственным опытом: как он решал вот такую ситуацию и что из этого вышло.
Вы когда-нибудь были на классическом джазе? «Сейшн» знаете, что такое? Там четыре человека или пять, или десять, да? И вот наступает момент: кто-то выходит вперед, и вся группа начинает работать на него, на этого солиста. Потом он заходит опять в оркестр, следующий выходит, допустим, ударный инструмент. И вся группа опять: вот слушайте его. Вот то же самое и здесь происходит: вся группа работает на одного человека, на каждого конкретного выступающего. Все вместе мы поддерживаем каждого конкретного человека.
Группа может собираться каждый день, включая субботу и воскресение. Минимальное количество встреч -- 2 раза в неделю. Обычно собрания закрытые, то есть на них может присутствовать только алкоголик. Но бывают и открытые собрания со свободной темой.
На группах мы читаем вот книгу «Анонимные алкоголики», можно сказать, что это наш учебник, и работаем по 12 шагам. После чтения каждый может выступить и сказать, каков у него опыт применения второго или третьего или пятого шага, что это ему дает, как -- помогает это ему в трезвости или нет. Могут быть «спикерские» собрания, когда на группе кто-то один говорит о своем опыте, своем выздоровлении, о том, как он вышел из этой проблемы и о своей жизни сейчас, а потом ему задают вопросы.
-- Программа АА работает по «12 шагам». Что это за «шаги»?
-- «Шаги» -- это опыт, дающий представление о том, как основатели АА достигли трезвого образа жизни. «12 шагов» -- это 12 принципов выздоровления, опираясь на которые алкоголик поддерживает свою трезвость. Первый шаг звучит так: признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой. Ведь только когда человек признает себя обреченным, только после этого Бог начинает ему активно помогать. «Из бездны к Тебе взываю», -- говорит пророк Давид. «Возведи меня на вершину, для меня не досягаемую». То есть сначала он признает, что это для него не досягаемо, после этого он обращается к Богу. Вот это -- первые три шага. Для человека неверующего, который видит, что люди, опираясь на эти шаги, обращаясь к Богу, насколько мы Его понимаем, реально выздоравливают, это становится прямым путем к Богу.
Человеку, который пришел в АА, интересно знать: а что это за духовные принципы? Причем, человек пришел не с прогулки, а с выжженной земли, и он не хочет туда возвращаться. Ему говорят: есть принципы, практикуя которые ты можешь остаться трезвым. Для него все это может быть дико, он никогда этого не слышал, но он начинает идти. И происходит такой духовный «детский сад», «начальная школа» духовности.
Он не принимает все на веру, он видит, что другим это помогает, и он хочет попробовать это сам. И он начинает разбираться впервые в жизни, может быть: почему ему надо просить прощения за причиненное зло? -- Чтобы не умереть --от так вопрос стоит. Это девятый шаг, он для меня был самым сложным -- ходить первый раз к людям и просить прощения. Причем далеко не всегда хочется это делать, потому что зачастую эти люди тебе тоже причинили много зла. Но чтобы остаться трезвым, мне нужно признать то зло, которое я действительно им причинил, не принимая в расчет то зло, которое они мне причинили. Это было тяжело, но это, пожалуй, был шаг огромной силы. Я после этого почувствовал, что я свободен.
-- Почему в АА так важна анонимность?
-- Здесь два есть момента. Первый -- охранительный. Это когда человек, занимающий видное положение, приходит в «Анонимные алкоголики». Ему совсем не хочется, чтобы его фотография, допустим, появилась в каком-то репортаже об АА. И ему совсем не хочется, чтобы его имя склонялось. Поэтому он может представиться своим или вымышленным именем. Его никто не будет расспрашивать: где ты работаешь, чем ты занимаешься? Хотя среди «анонимных» есть люди, у которых годовой доход -- несколько десятков миллионов. Есть и люди очень простые, которые концы с концами никак не сводят, бычки подбирают на улицах. Самые разные приходят. Эта болезнь не знает социальных барьеров. Она поражает любого человека. И, естественно, что люди с положением, стремятся, чтобы у них на работе не знали, что у них есть эта проблема. Но это касается не только богатых и знаменитых.
Вторая сторона анонимности заключается в том, что человек не вправе навязывать свои представления о том, как надо выздоравливать. Что ни у одного из анонимных алкоголиков нет авторитета, чтобы навязать какие-то убеждения путем давления. Допустим, он говорит: да я нарколог (к нам и наркологи попадают), я лучше знаю, как выздоравливать. В АА он лишен такой возможности. Скажем, к нам приходит нарколог и говорит: да я специалист, ребят, вам вообще-то пить можно, но по чуть-чуть. Вот такого человека слушать не будут. Знаешь, поделись опытом лучше, как ты выздоравливал. А можно нам пить или нет, мы сами решим.
Что касается страха, он через год-два уходит. И среди «анонимных» многие, например, знают, где я работаю, и знают мое полное имя.
-- Кто решает, что человек может перейти на следующий шаг?
-- Это решает спонсор. «Спонсор» -- это английское слово, которое переводится на русский как «наставник по трезвости».
-- Вы же говорите, что там все равны? Какой же может быть наставник?
-- Дело в том, что спонсор служит своему подопечному. Он ставит себя ниже. Спонсор никогда не может сказать своему подспонсорному: делай то-то и делай то-то. Он просто рассказывает о себе: как он сам делал эти шаги и каков результат. К подопечному у спонсора очень бережное отношение. Здесь наставник никогда не навязывает никаких правил, потому что он знает, что тем самым может оттолкнуть человека. Он просто говорит: у меня это было так, так, так. Хочешь -- делай. И чаще всего человек хочет, потому что он заинтересован в том, чтобы остаться трезвым.
-- А кто этого спонсора назначает или его выбирает сам подопечный?
-- Спонсор -- это человек, у которого уже несколько лет трезвости, он выступает на собраниях, делится своим опытом, и те, кто приходят недавно в АА, могут к такому человеку подойти и сказать: слушай, мне вот нравится, что ты говоришь. Ты не мог бы со мной почаще общаться, отвечать на мои вопросы?
Существуют три условия, при которых выздоровление наиболее эффективно. Это: спонсор, группа, шаги. Первые три месяца рекомендуется посетить 90 групп, каждый день ходить. И потом не разрывать контакт с группами. Если человек следует этим трем моментам, то чаще всего его трезвость становится стабильной и радостной, что немаловажно.
-- Бывают ли срывы? В группу наверное, прийти после этого страшно?
-- На ранних сроках это бывает часто. Многие все-таки возвращаются. Я на два года исчез, потом вернулся. Но бывает, что человек говорит либо «да ну, это не для меня все, сделаю-ка я еще одну торпеду» и так продолжает погибать, либо человек приходит, но ему тяжело. Вернуться действительно тяжело, признаться, что, вот, ребята, я сорвался… Ведь это болезнь. У болезни бывают рецидивы, и срыв -- это рецидив. Когда человек возвращается, ему говорят: ничего страшного. Ты молодец, что ты пришел.
-- Часто от сторонников АА можно услышать, что АА -- некая универсальная система помощи. И если человек лечится как-то по-другому, значит, он никогда не вылечится.
-- Есть такие люди, но лично мне такой образ не близок. Их немного, тех кто действительно рассматривают группу АА как траншею: вот туда прыгнуть, вот там жить, закрыться от всех. Как в монастыри, знаете, иногда люди уходят, не приходят, а именно уходят, прячутся от жизни. И говорят: вот мы здесь спасаемся, остальное все пусть горит. Такое отношение в группах АА у некоторых людей бывает.
Но АА -- это не панацея, люди выздоравливают и в наркологии, и в Церкви, и каким-то собственным усилием -- бывают чудеса, самые разные случаи. Люди, бывает, выздоравливают и через какого-то психолога продвинутого, кто-то -- через спорт: один мой знакомый выбрался через спорт. Но самый высокий показатель выздоровления все-таки на сегодняшний день -- это в АА.
-- А есть люди, которым не подходит программа АА?
-- Конечно. Хуже всего в АА остаются такие люди как я -- это люди образованные, связанные с творчеством, свободные. Они считают, что им это не нужно, что все это глупо, что язык дубовый и все такое. Здесь гордыня перекрывает путь человеку.
-- В адрес АА можно услышать критику в отношении литературы: какой-то искусственный язык, непривычный для российского уха протестантский стиль, непонятная терминология.
-- Она написана алкоголиками для алкоголиков, написана максимально просто. И есть вопрос кодировок -- системы значений, накатанных, терминологических. Но я ни разу не видел алкоголика, которому бы вот эта книга осталась непонятной. Человеку, у которого нет алкогольных проблем, на каком бы языке я с ним ни говорил, он все равно чего-то не поймет. Наверное, если бы мне человек рассказывал, как он от слепоты, допустим, исцелялся, я его тоже, мог не понять.
-- А почему перед каждым выступлением, даже если выступаешь восемь раз, надо говорить: «привет»?
-- Мне кажется -- это форма проявления доброжелательности. Ведь можно человеку один раз улыбнуться, а можно улыбнуться несколько раз. И когда человеку улыбаешься несколько раз, он понимает, что мы свои здесь. Это не ритуал никакой, это форма поддержки. Очень важно алкоголику, который сбит с катушек и вообще перестал ориентироваться во всем, почувствовать, что он здесь свой, что его любят, потому что его гонят отовсюду.
-- То есть -- это от обдуманности, а не наоборот -- не от необдуманности?
-- Это от любви.
-- Почему во время молитвы нужно держаться за руки?
-- Знаете, мне это много дало. Потому что чтобы немножко выйти за пределы своего «я», избавиться от эгоизма, мне сначала было очень важно, ну, просто вот взяться и сказать: «мы», почувствовать чью-то руку. Мы, нас много, мы вместе, мы трезвые, мы здоровые. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
-- А почему надо ходить на группу, если человек уже прошел все «12 шагов»?
-- Знаете, здесь начинаются вещи взрослые и серьезные. Я знаю, что мне помогли остаться в живых, и на мне лежит ответственность вернуть этот долг. Это благодарность АА за то, что я жив и я знаю, что могу передать новичкам тот опыт, который у меня есть. Я знаю, что я могу людям помочь, я это делаю, и мне это не в тягость, а в радость. Я знаю, что я могу сейчас не ходить на группу год, но когда я туда хожу, у меня возникает радость и чувство удовлетворения, что моя жизнь идет не зря. Я тут увидел, что как христианин вот здесь я приношу пользу.
-- Значит, это неправильное представление, что если ты алкоголик, ты должен ходить на группы пожизненно?
-- Неправильное, вы можете ходить столько, сколько сочтете нужным. Это каждый для себя решает, правильно или нет. Кто-то перестает после 10 лет ходить, кто-то после трех лет, но чаще всего, если человек на ранних сроках (первые три года) перестает ходить на группы, он действительно срывается. Поначалу хотя бы раз в неделю ему надо посещать группу. Это даст возможность поддерживать трезвость в хорошем состоянии.
-- Может ли человек стать зависимым от группы?
-- Есть зависимости полезные, а есть вредные. Например, зависимость человека от искусственного сердца, зависимость от Церкви -- это полезная зависимость, зависимость от земного притяжения, от солнца. Вот группа -- для алкоголика это полезная зависимость.
Когда человек выздоравливает, укрепляется, он приходит в группу уже больше за тем, чтобы отдавать. И зависимость со временем становится все меньше и меньше. Я знаю, что после 10 лет «старички» куда-то деваются, я их не вижу, они перестают ходить на группы. А есть люди, которые связывают свою жизнь с АА очень сильно.
-- А что бывает, когда человек пройдет все 12 шагов?
-- Знаете, сама проблема: «выпить -- не выпить» отпадает чаще всего уже после третьего шага. Почему -- никто не знает. Препоручили Богу свою жизнь. И дальше уже начинаются проблемы другие: как себя хорошо чувствовать в трезвости и как ее поддерживать. Потому что ведь жизнь-то разрушенная чаще всего. Я не пью, но что мне теперь делать? Надо заново отстраивать все. А сил зачастую не хватает на это. И вот здесь, опираясь на Бога, идет творчество.
Нельзя сделать какой-то «шаг» раз и навсегда. Вот я, когда признаю, что я бессилен перед алкоголем, я дальше нахожусь как бы в русле этого шага всю оставшуюся жизнь. Я каждое утро препоручаю свою жизнь Богу. Наряду с церковными молитвами я читаю вот эту молитву: «Господи, Тебе препоручаю свою жизнь, свою волю с тем, чтобы Ты созидал и творил при моем участии так, как Тебе это будет угодно». То есть эти 12 принципов становятся частью жизни. Допустим, у меня вчера был тяжелый день. Вечером я размышляю о том, как прошел день. Я спрашиваю: где работали твои недостатки: злоба, страх, лживость, зависть, себялюбие, все то, что в Церкви называют смертными грехами, в каких ситуациях они тобой руководили? Когда я нахожу эти ситуации, я прошу у Бога, чтобы Он меня избавлял от этих недостатков. Я прошу прощения у людей, если я кого-то задел, я позвоню обязательно этому человеку. Если я был не прав, я буду просить прощения. Я знаю, что я должен быть честным, если хочу быть счастливым. Если я кого-то где-то обманул, я буду опять ему компенсировать тот ущерб, который я ему нанес. Потому что если я этого не сделаю, скорее всего я начну пить.
-- Получается, что АА -- это в большей степени программа о том, как построить новую, трезвую жизнь?
-- Да. Алкоголик начинает понимать, что если он не будет избавляться от недостатков, его жизнь ни в личном, ни в социальном плане успешной не будет. Он учится быть взрослым человеком, потому что большинство алкоголиков -- это идеалисты и очень инфантильные люди. У них душа перестает развиваться, когда они начинают пить, потому что они не решают проблему, а заливают ее, и душа не растет. Среди них очень много талантливых людей, но они душевно неразвиты, не взрослые люди, и вот они учатся взрослеть, быть ответственными. Знаете, в Америке с большой охотой берут «Анонимных алкоголиков» на работу, потому что они знают, что этот человек не будет обманывать, что он будет работать, будет честен.
-- Может ли алкоголик ходить в кафе, рестораны, гости, или он должен все время быть настороже?
-- Если он практикует «шаги», то он может идти в любое место, где пьют. В своей работе я много встречался с людьми, часто назначал встречи в кафе, и со мной произошло самое большое чудо, наверное: я перестал обращать внимание, есть алкоголь в этих местах или нет. Вот как это произошло, я не знаю. Но это фантастика! То, что было смыслом жизни, перестаешь замечать.
-- Можно, значит, говорить об исцелении?
-- Да, конечно. Хотя исцеление здесь не полное, потому что я никогда не научусь пить так, как здоровые люди пьют. Проблема зависимости перестает существовать… пока человек не выпьет первую рюмку.
Если человек перестает поддерживать такой активный трезвый образ жизни, отказывается от «шагов», перестает ходить на группы, это может вернуться, потому что алкоголизм -- болезнь прогрессирующая. Если с ней не работать ежедневно, она может обогнать тебя, и ты тогда выпьешь.
-- А «алкоголику» можно пить потом?
-- Это может плохо кончиться. Я знаю, что я умру алкоголиком, но надеюсь, что трезвым.
Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА
Оригинал интервью на сайте
http://www.nsad.ru