Что именно этим лечили - никто не понимал, но считалось, что убрать «лишнюю» кровь - панацея от всех болезней. «Кровопускание начали практиковать с VII века. Ни причины, ни истоки этой процедуры не известны. ... Возможно, что практика кровопускания была принята, как сказано в одном старом тексте, по «медицинским» соображениям: лекарств существовало мало, или они отсутствовали вообще.» (Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.)
Gilbertus Anglicus, автор «Compendium Medicine» (1230) рекомендовал клизмы, кровопускания и прижигание затылка и макушки. «Салернский кодекс здоровья» (Regimen sanitatis Salernitanum), считающийся «лучшим памятником тысячелетнего существования Салернской медицинской школы», посвящает десять глав (92-102) флеботомии (phlebotomia) - кровопусканию. Работающие в Салерно врачи Мавр и Урсо пишут трактаты о кровопускании. В школах при госпиталях епископских кафедр (в Париже, Шартре, Лилле, Туре) составлялись рецептарии, руководства по кровопусканию, компедиумы (пособия для студентов) из античных сочинений, атласы точек кровопусканий. Но это - «теоретическая поддержка», а de facto на практике кровопускания массово применяются уже пять столетий. С XIII-го века все уже абсолютно уверены - только кровопускание лечит болезни, а всё остальное - происки дьявола.
Кровопусканиями в миру занимались не хирурги, а цирюльники. Им доверяли не только стрижку, бритье, удаление зубов, но и Главную Лечебную Процедуру средневековья - кровопускание. В средние века читать мало кто умел и реклама должна была быть, в отличие от современных вывесок, наглядной - на улицах городов часто можно было видеть вывеску, на которой рядом с надписью «Цирюльня» красовался тазик с кровью. Некоторые цирюльники для «наглядной агитации» поступали еще проще - выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания.
Хирурги же в то время были заняты совсем другим - они учились резать быстро. Проблема была в том, что в средние века не существовало никакой анестезии, и оперируемые почти всегда умирали от болевого шока (остальные, случайно выжившие, умирали чуть позже от сепсиса). Из методов обезболивания применялись только алкоголь да «метод общего обезболивания путем удара тяжелым предметом по голове». Иногда еще для притупления сознания использовались: пережим сонной артерии, охлаждение и ...все то же кровопускание. Особенно часто кровопускание использовали, как болеутоляющее, в Италии. Обезболивающий эффект всех подобных средств был ничтожным, и хирурги оттачивали свое мастерство, стараясь выполнять операции все с большей скоростью. Плебейским же кровопусканием им просто заниматься было некогда, да и массовость процесса потребовала призвать на «кровавое дело» кого-нибудь другого. Так на сцене появились цирюльники - наиболее уважаемая и со временем разбогатевшая каста.
Ошибок брадобреи поначалу допускали еще больше, чем хирурги: например, если промахнуться иглой мимо головной вены (V. cefalica, кровопускание из которой, как считалось, облегчает головную боль), то можно повредить идущий рядом нерв. Тоже и с подкожной веной предплечья (V. basilica) - нервные стволы проходят рядом. И промахивались регулярно. Но куда большую опасность представлял сепсис - заражение крови. А уж как «помогали» постоянные кровопускания одним и тем же ланцетом во время регулярных эпидемий.... Но если кто-то после кровопусканий умирал, то сама логика такого лечения подсказывала лишь одно - слишком мало крови выпустили. И старались сразу выпускать больше. Чтобы уж «вылечить» наверняка. Столь часто использовавшееся в средние века кровопускание, не имея никакого физиологического смысла - с таким же успехом можно бить в бубен, обкуривать и петь над пациентом шаманские песни - довольно часто все же помогало больным, поскольку все, включая врача, верили в его пользу. Повышенное артериальное давление, инфаркты, головные боли и определенные кожные заболевания связаны с психосоматикой - срабатывал эффект плацебо.
Поскольку вера в целебность кровопусканий распространялась все более широко, а кровопускание стало применяться не только при самых разных заболеваниях, но и здоровыми людьми для предупреждения возникновения болезней, то даже цирюльников стало не хватать и прибыльным бизнесом стали заниматься все кому не лень - вплоть до появившихся бродячих «специалистов по кровопусканию», а во время недолгого возвращения в Европу бань - и банщиков. Тогда и родилось не забытое еще сегодня выражение «кровавая баня».
Кровопускание применялось даже «от нервов», при плохом настроении. Так с начала 1657 года приводили в бешенство иезуитов написанные анонимно Паскалем восемнадцать «Писем», в которых он над этими иезуитами издевался. Как потом напишет Вольтер: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными». Это так расстраивало канцлера Сегье, охотившегося за этим неуловимым Луи де Монтальтом, якобы автором «Письм к провинциалу», что уже после первых двух «Писем» ему, по свидетельству современника, «семь раз отворяли кровь» - так канцлер «лечил» нервы. В бессилии в 1660 г. государственный совет постановил за отсутствием автора сжечь книгу «мнимого Монтальта». Паскалю же повезло, он оказался талантливым конспиратором и вместе с книгой не сгорел.
Обрела второе дыхание техника, известная с давних пор - скарификация (нанесение шрамов на тело), для выпуска крови через многочисленные порезы. Слово «скарификатор» осталось и в нашем языке. Когда вам в поликлинике берут кровь из пальчика - пользуются скарификатором. Но в прошлом эти устройства выглядели куда более впечатляюще. Появлялись многочисленные модели различных механических скарификаторов (шрамонаносителей), которыми кромсали и резали пациента. Для множественности ран сначала использовались приборы с шестью лезвиями, потом с девятью, потом с двенадцатью (все параллели с 12 апостолами - на вашей совести).
Со временем кровопускание стало применяться не только для лечения и избавления от «мрачных настроений», но и просто так - профилактически. Поскольку в средние века в медицине преобладали элементы мистики, то полагали, что положение луны и звезд оказывает сильное влияние на возникновение, характер течения и результаты лечения любого заболевания. Например, прием слабительных средств считался противопоказанным, если Луна находилась в созвездии Овна, Козерога или Тельца. Врачи создавали сложные таблицы, в которых была показана связь каждого органа и кровеносного сосуда с определенными звездами. «Четыре сока» организма также подчинялись небесным телам. На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема. Показания к кровопусканию, а также благоприятные для кровопускания дни определялись сложными соотношениями между венами для кровопускания, больными органами и положением светил. Со временем стали пускать кровь и без признаков каких либо заболеваний, руководствуясь лишь таблицами.
К XVII в. прямое кровопускание из вен уже начинало походить на откровенную резню. Наряду с добрыми старыми ланцетами появляются ланцеты пружинные, а также используются новые, усовершенствованные механизмы скарификации. Кровопускание делилось врачами на два вида - деривативное и ревульсивное. Деривация предполагала, что кровь берется рядом с пораженной зоной, ревульсия - что кровь берется из области, наиболее отдаленной от пораженной зоны (утрируя - если болит голова, то надо резать задницу). Эти два «научных метода» использовались при различных заболеваниях. Даже младенческий возраст не спасал от этой опасной процедуры. «Не проходит дня в Париже, - писал Гюи Патэн (Gui Patin, 1602-1672), один из корифеев тогдашней медицины, лейб-медик Людовика XIV, - когда мы не прописывали бы пускать кровь у грудных детей».
О широкой распространенности этого лечебного приема в прошлом говорит хотя бы такой факт: королю Людовику XIII только за десять месяцев сделали кровопускание 47 (!) раз. Эти десять месяцев стали в жизни Людовика последними - король умер, и не сами ли кровопускания были тому виной?
Известно, например, что смерть гениального итальянского художника Рафаэля Санти (Rafael Sanzio de Urbino), вопреки расхожей версии о страстной любовнице, произошла именно от кровопускания. Впавшего в лихорадку художника приглашенные врачи стали лечить так, как в те времена было принято - с помощью обильного кровопускания, вместо того чтобы дать укрепляющее. Благословление благодарного Папы Льва Х (за два года до того Рафаэль нарисовал картину «Папа Лео X с двумя кардиналами», 1518), конечно, делу не помогло, и 6 апреля 1520 года, в свой день рождения, Рафаэль, после очередного сделанного ему кровопускания, скончался. Хотя художнику было только 37 лет, общепринятой стала версия, что его «до смерти затрахала Форнарина»