2. Культурная революция.
Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и духовной сферы общества. Этот процесс получил название культурной революции, которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.
Преобразования в духовно-культурной сфере развертывались по следующим направлениям:
· ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения;
· подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование;
· развитие науки как фундаментальной, так и прикладной;
· создание творческих союзов и развитие художественной культуры;
· становление многонациональной культуры;
· идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.
Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.
Первейшей задачей культурного строительства являлась ликвидация неграмотности (1920 год - 32% грамотных). В 1923 году возникает добровольное общество «Долой неграмотность». Особую роль в работе этого общества сыграли комсомол и профсоюзы. К концу 30-х годов были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности. В 1939 году 81% населения в возрасте от девяти до сорока лет стало грамотным. Особенно разительны были успехи в ликвидации неграмотности среди населения национальных республик. Сорок народов получили свою письменность, 70% населения стало грамотным (23, 38).
Много внимания уделялось развитию советской школы. С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей. В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Одновременно решалась проблема повышения качества обучения в школе. Одной из важнейших задач культурного строительства явилась подготовка специалистов через высшие и средние специальные учебные заведения. Для промышленности и сельского хозяйства за годы двух первых пятилеток в вузах и техникумах было подготовлено около двух млн. специалистов. В 1940 году в СССР насчитывалось 817 вузов, где обучалось 812 тыс. студентов. (в 1928 году - 148 вузов и 169 тыс. студентов). В 1925 году была введена система аспирантуры для подготовки научных работников и преподавателей высшей школы. Результаты были впечатляющими, если сравнить с дореволюционным временем: в 1897 году согласно переписи в России образование выше начального имели лишь 1,6 млн. человек. В 1913 году только 4290 тысяч человек имели высшее и среднее специальное образование (23, 38).
Особое внимание политическое руководство страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства. В 30-е годы значительно расширяется деятельность Академии наук СССР. В ней был создан ряд новых научно-исследовательских институтов. С 1932 года Академия наук СССР приступила к созданию своих филиалов в национальных республиках, которые впоследствии были преобразованы в республиканские академии наук. Они стали крупными центрами научной работы и сыграли видную роль в развитии науки, экономики и культуры в республиках. К концу 30-х годов в стране насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых работало более 98 тысяч научных сотрудников. В ряде отраслей науки отечественными учеными были достигнуты выдающиеся результаты. Показателем высокого уровня развития науки и техники, а также экономических возможностей страны стали созданные в 30-е годы советские самолеты, на которых были установлены мировые рекорды беспосадочных перелетов.
Пристальное внимание политическое руководство страны уделяло развитию художественной культуры. Прекрасно понимая значение литературы и искусства как средства идейного воздействия на человека, идеологические органы Коммунистической партии осуществляли активное влияние на формирование творческой интеллигенции и гуманитарное развитие советского общества. В 1932 году были реорганизованы литературно-художественные организации и определены задачи советской многонациональной культуры, предусматривалось создание творческих союзов. В 1933 году создается Союз советских композиторов, тогда же - Союз советских художников, а в 1934 году - Союз советских писателей. В 1936 году образован Комитет по делам искусств при СНК СССР. В 30-е годы советские писатели, художники, композиторы создали целый ряд выдающихся произведений художественной культуры, которые стали достижениями не только отечественной, но и мировой культуры.
Достижения культурной революции довоенного периода и преобразования в других сферах несомненны. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что для политической жизни советского общества конца 20-х и 30-х годов характерна тенденция к установлению авторитарного режима в системе партийно-государственного руководства страной, усиление бюрократизма, сдерживание демократического потенциала советского строя, формирование культа личности руководителя партии И.В.Сталина.
3. Политические репрессии.
Трагической страницей вошли в историю Советского государства политические репрессии 30--40-х годов. Порождены они были как объективными, так и субъективными причинами. Среди объективных причин можно назвать следующие:
процесс изъятия и передела собственности, как необходимого условия революции, происходил в течении 20 лет и неизбежно вызывал противодействие социальных сил. Первым этапом была конфискация помещичьих земель, национализация промышленности в 1917 - 1920 гг. Этот этап характеризовался гражданской войной, белым и красным террором. Вторым этапом была национализация частной собственности и изъятие земли у кулаков в конце 20-х - первой половине 30-х годов. Сопротивление носило характер неповиновения и прорывающихся эпизодов насилия;
· накопившийся потенциал жестокости за годы мировой, гражданской войны, интервенции и мятежей. Миллионы людей находились в вооруженной борьбе друг против друга ряд лет и трудно было ожидать быстрого примирения и общей консолидации. В периоды кризисов и нарастания социальных проблем обстановка обострялась;
· сохранившаяся и постоянно нарастающая международная напряженность, которая проявлялась в подготовке к войне, провокациях, диверсиях, вооруженных конфликтах, экономической блокаде, сохранении вооруженных зарубежных антисоветских формирований ( в 1922 году только в Болгарии и Сербии находилось 35 тысяч вооруженных деникинских и врангелевских солдат и офицеров (24 ). В ряде западных государств создаются фашистские режимы, военные диктатуры, не скрывающие антисоветской направленности;
· форсированный характер крупных социально-экономических преобразований сопровождался изменением образа жизни многих миллионов людей, усилением бытовых трудностей, переселением на новые плохо обустроенные места, что не могло не проявляться во вспышках недовольства или глухом раздражении части населения.
Большое влияние на обстановку в стране, развертывание политических репрессий оказывали субъективные причины, в том числе:
· острая политическая борьба внутри компартии и в ее руководстве по вопросам выбора путей и методов строительства нового общества и за лидирующие позиции в партии и государстве. Такая борьба проявилась между Л.Д.Троцким, И.В.Сталиным и Н.И.Бухариным, отражавшими разные линии развития;
· сформировавшиеся за 20 лет подпольной политической борьбы у большевиков качества непримиримости и беспощадности к врагам, принципиальности вплоть до подозрительности, суровой дисциплинированности и строгой подчиненности. Эти качества в определенные периоды сыграли положительную мобилизующую роль, но отрицательно сказались в период репрессий;
· складывающийся культ личности И.В.Сталина, рост его непререкаемости и авторитета вплоть до поклонения на фоне выдающихся достижений в области экономического, социального, культурного и военного развития страны. При этом слабее проявлялся принцип коллективности руководства, являющийся заслоном от ошибок и субъективизма в политических действиях.
Следует сказать, что в большинстве западноевропейских стран в этот период широко применялись политические репрессии, военно-полицейские методы, ограничение демократии, в том числе в странах с давними демократическими традициями. Кризис международного сообщества, выразившийся в мировой войне и крупных политических потрясениях, еще долго проявлялся и активно влиял на жизнь всех стран мира.
В СССР первые крупные политические процессы прошли в 1922 году против членов эсеровской партии, руководивших борьбой против Советской власти в годы гражданской войны. Летом 1928 года состоялся процесс по так называемому «шахтинскому делу», обвинявшему во вредительстве на шахтах инженеров-специалистов. Политические процессы в широких масштабах развернулись в 1937-1938 годах. Толчком к ним явилось убийство 1 декабря1934 года С.М.Кирова, секретаря Ленинградского обкома, члена ЦК партии. Вслед за убийством Кирова Президиум Верховного Совета СССР принял указы о сокращенном судопроизводстве в отношении контрреволюционеров, создании особых совещаний и «троек» в составе секретаря обкома, председателя областного Совета, руководителя НКВД для выполнения судебных функций. Эти меры способствовали кампании поиска «врагов народа», новым чисткам партии.
В январе 1935 года состоялся суд над участниками так называемого «Московского центра» во главе с Г.Е.Зиновьевым и Л.Б.Каменевым. Были осуждены 19 человек. В августе 1936 года рассматривалось дело об «объединенном антисоветском троцкистско-зиновьевском центре», в январе 1937 года - о «параллельном антисоветском троцкистском центре», в марте 1938 года - об «антисоветском правотроцкистском блоке», в результате которых были осуждены и впоследствии расстреляны такие партийные деятели, как Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин, А.И.Рыков и другие. Репрессии проводились в виде исключения из партии, отстранения от должности, высылки, ссылки, лишения свободы и применения высшей меры наказания. В 1940 году в лагерях НКВД находилось 1.344.408 осужденных, из них 28,7%, то есть 385.845 человек за контрреволюционную деятельность (25,7). Подверглись репрессиям также и военные кадры. В июне 1937 года состоялся суд над участниками «антисоветской троцкистской военной организации» в Красной Армии во главе с Маршалом М.Н.Тухачевским. Всего за 1937 - 1941 гг. было репрессировано, в том числе уволено из армии 35 тысяч человек. В ряды Красной Армии к 1 мая 1940 года был возвращен 12461 человек из числа командиров и политработников (26, 21).
Такие суровые меры оправдывались со стороны руководства предвоенным состоянием страны, усилением враждебных действий зарубежных стран. В годы Великой Отечественной войны осуждение по статье «за измену Родине» также осуществлялось. Всего с 1921 по 1953 год были осуждены за контрреволюционную деятельность и за измену Родине 3.777.380 человек, из них были приговорены к смертной казни 642.980 человек (27,
. После смерти И.В.Сталина партия осудила практику политических репрессий и большая часть осужденных была реабилитирована.
* * *
Таким образом, 30-е годы были периодом гигантских успехов Советского Союза в области экономической и научно-технической, крупных социальных и культурно-духовных сдвигов. В области промышленного производства страна вышла на первое место в Европе и второе место в мире, была впервые в истории России обеспечена экономическая самостоятельность. Коренным образом изменился социально-классовый облик страны, произошел скачок в культурно-духовном развитии, достигнута почти всеобщая грамотность. Был создан мощный военно-промышленный потенциал, оказавший в скором будущем решающее влияние на исход Великой Отечественной войны.
В ходе преобразований, проведенных в стране в 20-е, и особенно в 30-е годы, в жизни советского общества произошли качественные перемены.
Во-первых, на практике была доказана возможность изменения капиталистических отношений и замены их принципиально иным социальным строем;
во-вторых, в эти годы были заложены основы нашего военно-экономического и индустриального могущества;
в-третьих, были ликвидированы все эксплуататорские классы;
в-четвертых, в стране сложилась две основные формы собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной;
в-пятых, менялся облик всех народов СССР, укреплялись их дружба и сотрудничество.
Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 г.).