В своем блоге "nurris" в ЖЖ я выложил рассказ одного случая из практики, который вызвал оживленную дискуссию.
Летом 2006-го года мне в центр позвонил мужчина, требовалось срочно оказать помощь его сестре Татьяне, проживавшей в городе Р. Московской области. Женщина сорока лет долго находилась в алкогольном запое, но недели две назад перестала принимать алкогольные напитки. На момент звонка она уже не вставала с кровати и со слов ее брата периодически начинала бредить и терять сознание. Скорую помощь они уже вызывали на себя два дня назад, но приехавшая бригада отказалась госпитализировать больную и, посмотрев на нее, сказали, со слов родственников больной: «да зачем ее мучить – ей уже недолго осталось».
Родственники бесполезно продолжали обзванивать службы своего города и г. Москвы, пока не дозвонились через третьих лиц до меня. Я понимал сам и попытался объяснить брату больной, что мой выезд не решит проблемы и нужно срочно всеми правдами и неправдами заставить скоропомощную бригаду, хотя бы сегодня, транспортировать больную в реанимацию.
Ситуация была ясна. У больной развился алкогольный делирий или белая горячка (простонародное выражение, как и белочка). Возникает белая горячка, если алкоголик резко прекращает или значительно снижает количество выпиваемого спиртного в случае алкогольного запоя и развивается через 2-3 дня после отказа от спиртного. Наша больная страдала от этого патологического состояния уже больше недели.
На место я приехал в течение часа. Она лежала на безобразной кровати, застеленной грязными одеялами и, как ни странно, была в сознании. Из квартиры было пропито все, что представляло какую-то ценность. Вокруг больной собрались соседи-собутыльники, человека 4, из которых запомнился худощавый и желтокожий мужчина лет 35 с развивающимся циррозом печени и недалекая и крикливая женщина, непрерывно причитавшая. Присутствовал и брат больной, заметно стеснявшийся из-за обстановки в квартире.
Больная была очень слаба и говорила еле слышным голосом. Давление 60 на 20. Постель больной была влажная от пота, но температура больной была уже значительно ниже нормы. Первым делом я самостоятельно позвонил в скорую и грозным голосом, не забыв назвать ФИО их главного врача, сказал, что больная умирает и если они окажут ей в помощи, то это будет на их счету.
Пока работал с тонометром и готовил препараты, опрашивал собравшихся. С их слов больная в течение недели периодически бредила и долго оставалась без сознания, у больной была повышена температура, она практически не ела и недостаточно пила, видела вокруг себя какие-то фигуры, в последние дни видела мышку. Сама больная тихим и слабым голосом подтвердила, что видела мышку и та сидела в углу на потолке. А сейчас она ее уже не видит – «потому что, та убежала».
Внезапно по телу больной пробежали судороги, и без того еле слышное дыхание прекратилось, отек мозга затронул жизненоважные центры и она умерла, реанимационные мероприятия были бесполезны. Ее болезнь зашла уже слишком далеко и прошла через стадию муситирующего делирия, но самым причудливым способом привела больную перед смертью в сознание. Энергии организма и жизнеспособности ее мозга уже даже не оставалось на галлюцинирование и поэтому «мышка убежала».
В момент смерти запричитала крикливая женщина и завыла, забегали соседи, их количество трезвых и грязных, и подвыпивших увеличилось в 2-3 раза. Брат понурился и сказал, что все к этому шло. У Татьяны осталась дочь 12 лет, теперь уже полная сирота и уже давно под опекой дяди.
Приехала скорая – я им предложил констатировать смерть и поблагодарить какую-то из их бригад, которая, наверное, во время пересменки не захотела везти больную в психиатрическую больницу в г. Заозерск, как-никак 40-50 км езды и возможно, что и за неоплачиваемое время.
А ведь были еще шансы спасти русского человека. Не дать ее девочке стать сиротой, а возможно и шансы реабилитировать женщину от ее недуга!
Что это? Всеобщая жестокость русских и россиян по отношению друг к другу? Или просто глупость, халатность и лень?..