Ганнушкин П.Б. (1933) описал его, как конституциональную глупость, T.Bilikiewicz и R.Lemke (1960) — как физиологическую глупость, A.Hoche так и вовсе был чужд политкорректности, назвав таких людей салонными дураками.
Это врождённая ограниченность психики. Формально при этом цифры IQ не позволят говорить о дебильности — да, близко, но ещё не оно. Хорошая память и усидчивость обеспечивают им хорошие оценки в школе. Вместе с оценкой одноклассниц - «она, конечно, умничка, но такая дура!». Или он, здесь нет гендерной корреляции, чего бы там ни думали себе пылкие сторонницы мадам Суфраж или исходящие тестостероном любители забить козла и обозвать его добытым мамонтом. Однако, одно дело набивать котомку знаниями и зубрить свод правил и понятий (не путать с Конституцией РФ!), и совсем другое — уметь всем оным творчески воспользоваться.
Прекрасно овладевают всем, что нужно делать руками, будь то профессия или хобби, вроде вязания или плетения из лозы. Это как раз тот случай, когда говорят: «умеет больше, чем знает». Могут даже поддержать непринуждённую беседу, если вы не будете сильно придираться к качественному её содержанию и вас не коробит от обилия распространённых штампов и избитых сентенций — просто родить что-то своё, оригинальное и свежее им будет сложнее и мучительнее, чем пресловутого Erinaceus europaeus против роста игл. Собственно, название «салонный дурак», видимо, и произошло от тех недалёких завсегдатаев светских салонов, что тусовались на всех мыслимых и немыслимых приёмах и званых ужинах, слывя непроходимыми тупицами и терроризируя не успевших увернуться сентенциозными беседами за жизнь, за куда катится этот мир и за «Ооо, Париж (Анталья, Ибица, нужное подчеркнуть)!...Рай на земле, ммм!...»
Чаще всего довольно милы и безобидны, особенно в гомеопатических дозах, а также если не одержимы (не приведи бог!) идеей улучшения этого грешного мира или ужасной, но справедливой мести (особенно кому-нибудь из соседей или РОДНЫХ) — во имя светлой цели эти милые люди готовы причинить своим лбом тяжёлый материальный ущерб церковному недвижимому имуществу. Именно поэтому важно направлять их энергию в мирное русло. Или вовремя покидать эпицентр. Оказавшись в браке, положат все силы на то, чтоб всё было «как у людей»: квартира, машина, гараж, дача, любовница.... Впрочем, нет, любовницу вычёркиваем. Кстати — вот это самое «как у людей» - для них мощнейший стимул, заклинание, что-то вроде «трах-тибидох, во веки веков, аминь». На борьбу с административно-бюрократической машиной следует отправлять именно их, ибо в походе по инстанциям методичны, последовательны, неутомимы и безжалостны, как карательный отряд, прибывший с благородной миссией локального геноцида — не по злобе, а просто работа такая.
Чаще всего их психика довольно устойчива, что вполне объяснимо с точки зрения обычной механики: чем проще устроен механизм, тем меньше в нём деталей, подверженных риску поломки — вон швейная машинка «Зингер» 1900 года выпуска — шьёт себе и шьёт, что ей сделается, она железная! Конечно, сложная геополитическая обстановка и этот особый стиль отечественной экономики, дающий фору любому фехтовальщику, особенно лузеру-мазохисту, периодически выбивают их из колеи, и это именно они, закалившись в горнах дефолтов и кризисов, стараются нахомячить запасы стратегических продуктов на случай ядерной войны и способны мгновенно смести с прилавков соль и спички — но при всём при том удивительно маловосприимчивы к ударам судьбы.
С возрастом зачастую становятся носителями пыхтящего ханжества — дескать, мы такими не были, и всё нынешнее поколение появилось в результате почкования и самоопыления. На самом деле это просто сожаление по упущеным возможностям и ностальгия по поре, когда стояло либо у них, либо на них, и ничего личного