Методологический анализ общего и особенного в понятиях "здоровый образ жизни" и "здоровый стиль жизни"
Источник: Теория и практика физической культуры | Выпуск: 11/11/2004 |
Доктор педагогических наук, академик МАН ВШ, профессор М.Я. Виленский
Московский педагогический государственный университет, Москва
Кандидат педагогических наук, доцент С.О. Авчинникова
Смоленский государственный медицинский университет, Смоленск
Ключевые слова: "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни", понятия, структурная модель.
Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, "информационном буме". Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и, по оценкам специалистов, приводит к тому, что около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.
В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе "этического отношения к здоровью", основные "факторы риска" имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его стиль жизни.
В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая общественность, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска. Педагогическая валеология (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и др.), унаследовав мощные традиции "лечебной педагогики" (П. Кащенко), "гигиенического воспитания" (И.Д. Зверев, Д.В. Колесов и др.), поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска.
В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни занимает одно из приоритетных мест. Однако масштабность, многоуровневость и относительная молодость этого направления обуславливают и широкий спектр еще не изученных проблем. До настоящего времени не раскрыта содержательная сторона понятия "здоровый стиль жизни", несмотря на его широкое использование разными авторами. Данный факт представляется вполне закономерным: разграничение терминов "стиль жизни" и "образ жизни" является принципиальным лишь при наличии определенного уровня индивидуальности и субъектности, позволяющего личности сделать выбор собственного способа жизни из ряда альтернативных - выбор, адекватный внутренней сущности и ориентированный на самоактуализацию.
Таким образом, проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста современной педагогики: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, несмотря на первостепенную значимость указанной проблемы, усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании здорового образа жизни нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению.
Круг феноменов, относимых к понятию "стиль", связан с широким спектром характеристик индивидуальности человека. Специалисты в области методологии, рассматривая понятие "стиль" как междисциплинарное, пришли к выводу, что границы его функционирования хоть и расплывчаты, но не беспредельны и под ним следует понимать либо устойчивую целостность, характерное единство, систему приемов и средств деятельности, либо характеристику продукта творчества, либо своеобразное самопроявление личности как субъекта деятельности. Если большинство научных дисциплин изучает стиль как нечто типичное для человека или группы людей - носителей определенной культурной традиции, то педагоги и психологи занимаются скорее индивидуальным стилем, зачастую отвлекаясь от социокультурных переменных, и стилевые проявления изучаются в связи не столько с воплощением их в продуктах деятельности человека, сколько с индивидуальными особенностями активности, создающей эти продукты, и индивидуальностью субъекта, порождающего и выражающего себя в ней.
В зарубежной психологии, где делается акцент на личностных детерминантах и стиль описывается через личностные диспозиции в их связи с особенностями поведения, реагирования, познавательных процессов (Г. Олпорт, А. Адлер и др.), классическими для проблемы стиля стали работы Г. Олпорта, который ввел понятие мотивационных и стилевых черт личности. Мотивационные черты имеют направляющее, а стилевые - инструментальное значение для организации поведения, т.е. определяют способы и средства достижения поставленных целей. Он разводит понятия "стиль поведения как проявление инструментальных черт личности" и "стиль личности как проявление всей совокупности ее черт: мотивационных и инструментальных". В отечественной психологии стиль чаще описывается через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется.
В русле стилевой проблематики наблюдается тенденция к изучению индивидуальности во всем богатстве ее взаимодействия с миром, а не только деятельностного среза этого взаимодействия.
В определениях стиля деятельности и стиля жизни отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для данного человека системы способов и приемов, психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность. Только в одном случае это происходит в соответствии с требованиями конкретной выполняемой деятельности, а в другом - с учетом условий и параметров жизнедеятельности в целом. Следовательно, специфичным и атрибутивным в понятии "стиль жизни" является категория "жизнедеятельность".
Понятие жизнедеятельности включает понятие деятельности, в определенном смысле близко, но не сводимо к нему, поскольку оно значительно шире и вбирает в себя осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, сложные процессы внутренней борьбы, мобилизации своих возможностей, переживаний, сомнений, выборов, решений. В это понятие входят более высокие уровни организации собственной жизни личностью, регулирование не только действий, но и комплексов разных действий и поступков, их связывание в единое целое, определение их последовательности (К.А. Абульханова).
Изложенное позволяет определить соотношение стиля деятельности и стиля жизни (жизнедеятельности). Указанные категории имеют несомненную общность и взаимосвязь. Однако категория "стиль жизни" гораздо объемнее и так же, как жизнедеятельность, является синтезирующим понятием. Оно включает в себя и стиль деятельности (с его более частными разновидностями), и стиль общения, и стиль поведения и не исчерпывается этим, поскольку равноправное положение занимают в нем и отношения личности (т.е. внутренняя психическая деятельность, связанная с осознанием своего места в мире, в обществе, в системе межличностных отношений, с оценочным отношением к миру). Следовательно, стиль жизни отражает нерасчлененное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельностной, поведенческой и ценностной составляющих. Каждая личность имеет не только индивидуальный стиль деятельности, общения поведения, но и различное сочетание видов деятельности, неодинаковую продуктивность в них, формирует различное отношение к одной и той же деятельности на разных этапах ее реализации, воспринимая ее то как целевую, то как инструментальную, что в совокупности и определяет уникальность стиля ее жизни. Каждый стиль (в узком понимании) является средством адаптации личности к конкретным реалиям внешнего или внутреннего мира на определенном уровне, а суммарный эффект их взаимодействия создает целостный, интегративный способ приспособления-преобразования личности к миру и мира к личности.
Многомерность понятия "стиль жизни" и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей, на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т.д.), что указывает на специфику категории "стиль жизни" по отношению к стилю деятельности. При классификации последнего используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т.д.).
Понятие "стиль жизни" обладает большей эвристической значимостью, так как позволяет значительно углубить понятие "образ жизни", детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни.
На наш взгляд, является неудовлетворительным как полное отождествление указанных понятий, так и полное их противопоставление. Решение данного вопроса, как нам кажется, кроется в определении субъекта рассматриваемых феноменов.
Эвристическим решением указанной проблемы является разведение двух понятий: "субъект образа жизни" и его "носитель". Субъектом образа жизни выступает создатель тех или иных форм жизнедеятельности, которые имеют социально -типичный характер. Носителем социально-типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, которая вместе с тем выступает как субъект собственного стиля жизни.
Субъектность в индивидуальном жизненном стиле может быть выражена в большей или меньшей степени. В большинстве случаев человек предопределен вести тот образ жизни, который задан ему от рождения. Это контролируется и регламентируется обществом с различной жесткостью в зависимости от уровня его развития: от предписания общих принципов организации жизнедеятельности до конкретных форм поведения, соответствующих определенному социальному положению. Вместе с тем всегда есть реальная возможность проявления индивидуальных жизненных стилей, которые также в зависимости от специфики общества могут иметь более или менее оформленный характер. В демократическом обществе человек может не только выражать свое индивидуально-природное отличие в жестко заданных формах деятельности, не только выбирать форму приложения своей рабочей силы и занимать определенную социальную позицию, но и самостоятельно действовать в рамках данных обстоятельств, в границах имеющегося образа жизни, активно изменять эти обстоятельства, строить свою жизнь творчески, с учетом максимального самовыражения в ней. В этом случае уровень субъектности в индивидуальном стиле жизнедеятельности зависит от зрелости самой личности, так как субъект - это человек на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности. Этот высший уровень всегда индивидуализирован относительно каждого человека с учетом его мотивов, способностей. Но достичь его, стать субъектом жизнедеятельности, может не каждый, следовательно, и стиль жизни может являться или продуктом творчества личности, или простой его стилизацией.
Следовательно, стиль жизни - не составная часть образа жизни, a воплощение последнего на уровне личности, - это одна из конкретных его форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано прежде всего на индивидуальности, данное явление имеет право на изучение только в том случае, когда обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности - внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволят сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного.
В качестве дифференциальных определительных признаков стиля жизни можно привести разные величины: понимание смысла жизни; самоидентификацию с определенной социальной группой; способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на ее общую направленность; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентацию на традиционную или альтернативную культуру; организацию свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.
Обилие точек зрения представляется нам вполне закономерным явлением, поскольку определяемое понятие весьма многомерно, индивидуальная жизнедеятельность в руках исследователей предстает как калейдоскоп их бесчисленных проявлений. Поэтому при исследовании стиля жизни необходимо выделить индикаторы разного уровня и модальности, способные в совокупности отразить его специфику и уникальность. К числу таковых мы относим блоки структурно-содержательных, ценностно-смысловых, социально-ролевых и социально-временных индикаторов, которые составляют обобщенную структурную модель стиля жизни (табл.1).
Приведенная структурная модель показывает, что стиль жизни проявляется в различных измерениях человеческого существования, является для личности способом взаимодействия с природной и социальной средой, способом статусной идентификации, коммуникации, самообъективизации, способом согласования ее сущности и существования и в связи с этим представляет собой существенный признак индивидуальности, одну из форм ее реализации. Как отмечал B.C. Мерлин, "развитие индивидуальности происходит благодаря универсальному мотиву - оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться более гармоничной индивидуальностью". Именно мотив самосохранения и самосовершенствования своей индивидуальности является пружиной жизненного стиля, который мы определяем как способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляемый с учетом социальных возможностей, и ее биосоциопсихического потенциала.
Выяснение сущности понятия "здоровый стиль жизни" возможно осуществить через его соотнесение со "здоровым образом жизни", рассмотрев их общий атрибут - "здоровье". Представляют интерес те его формулировки, где содержание не ограничивается медицинскими и биомедицинскими параметрами, а акцентируется его ценностная значимость для человека и общества: здоровье как ценность (А.Я. Иванюшкин и др.); как компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав, условие успешного социального и экономического развития (Е.Г. Жук и др.); результат собственной деятельности человека (Н.М. Амосов и др.); как область человеческой культуры (М.Б. Каченовский и др.); как норма творческой жизни (H.K. Смирнов и др.); как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.Н. Мосткова).
Здоровье проявляется в способности: противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу.