Неврозы, депрессии, психологические дискомфорты убираются за счет правильного организованного лечения, психологической работы, гипнотерапии и тренингов с биологической обратной связью.
Запись и консультация специалиста по телефону 509-33-05

Автор Тема: Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека  (Прочитано 13655 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cattinara

  • Продвинутый
  • ***
  • Сообщений: 1979
  • Карма: +62/-56
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Цитировать
Из научно-методического пособия "Система поддержания психического здоровья детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС: Научно-метод. пособие / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – Гомель: РНИУП «Институт радиологии», 2004. – 156 с."

Памятка для родителей горюющего ребенка
Вас постигла серьезная утрата – смерть близкого человека. Вам сей-
час очень тяжело и Вы поглощены своими переживаниями, а рядом ребенок, который тоже страдает. Помогите ему пройти через горе без серьезных последствий для его психического здоровья. Что для этого Вы можете сделать?
1. Говорите с ребенком открыто и честно
- Расскажите ребенку сразу же о случившемся событии (смерти близкого) с перечислением конкретных подробностей.
- Скажите, что умерший никогда не возвратится. Избегайте двусмысленности
- Не говорите о «путешествии» или «сне».
- Избегайте абстрактных объяснений.
- Давайте такие объяснения, которые будут понятны ребенку в его возрасте.
2. Помогите ребенку понять случившееся
- Отвечайте на вопросы ребенка по поводу случившегося. Будьте терпеливы, даже если одни и те же вопросы задаются снова и снова.
- Пусть тема смерти не станет запретной для обсуждения.
- Стимулируйте игры и рисование у маленького ребенка, а у более взрослого – написание сочинений, стихов, ведение дневника. Так дети выражают свои чувства, переживая горе.
3. Придайте событию статус реальности
- Возьмите ребенка на похороны и позвольте ему попрощаться с умершим.
- Не скрывайте от ребенка свои мысли и чувства, проявляйте их сами.
- Храните память об умершем: сделайте фотоальбом, устраивайте просмотры видиофильмов с его участием.
- Берите ребенка с собой на кладбище.
4. Снимите чувство вины у ребенка
- Побеседуйте с ребенком, когда он выражает чувство вины.
- Успокойте ребенка, что не его мысли и чувства привели к смерти близкого.
Запомните главные правила!!!
• Ребенок должен присутствовать на похоронах и попрощаться с умершим.
• Горе и тоска – естественные реакции у детей. Не препятствуйте их проявлению.
• Уделяйте больше времени ребенку, как бы Вам самому после случившегося не было плохо.

Когда детям требуется помощь психолога?
• Когда поведение ребенка сильно меняется после произошедшего, например, если он изолируется или становится вспыльчивым.
• Когда воспоминания о произошедшем не оставляют сознание ребенка длительное время.
• Когда его постоянно беспокоят кошмары.
• Когда ребенок печален в течение долгого периода после события.
• Когда падает успеваемость и мотивация к учебной деятельности, ребенок «прогуливает» школьные занятия.
• Когда у ребенка появляется нежелание жить дальше.

Памятка
для воспитателей и учителей начальных классов
по работе с детьми, переживающими горе

1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдаются тенденция к уединению, агрессивность, нервозность, гневливость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать и все же попытайтесь. Предложите сами разговор на эту тему. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение для ребенка имеет огромное значение, ведь он потерял тепло любящего человека. Это позволит ребенку почувствовать, что Вы заботитесь о нем и в любое время готовы ему помочь. Поддержите его желание говорить о потере.
3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если Вам удастся собрать их, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого Вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить добрую память о нем.
4. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Ведь слезы – это не признак слабости, но силы. Если Ваши глаза наполнились слезами, то не скрывайте этого.
5. В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите, что можно смеяться и улыбаться.
6. Когда ребенок говорит о том, что он виноват в смерти близкого человека, он действительно так думает. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить.
7. Признайте право ребенка на переживание. Не говорите, что Вы надеетесь на исчезновение у него страхов, не пытайтесь сменить тему разговора. Не следует произносить фраз типа: « Скоро тебе станет лучше».
Скажите: « Я знаю, что ты чувствуешь. Он (она) любил (а) тебя, и ты его(её) никогда не забудешь».
8. Старайтесь быть в контакте с родителями. Ребенок быстро почувствует связь между Вами и семьей, что создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, его привычках.
9. Внимательно относитесь к трудным дням в жизни ребенка: праздники, когда дети дарят подарки своим близким.
10. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Смерть не является запретной темой
Ты, наверное, просто перепутал. Или не знал. Или  напился. Или знал, но забыл. Или болен. Или псих. В любом случае, ты здесь по адресу.

Оффлайн Таня Вагнер

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2743
  • Карма: +44/-4
    • Просмотр профиля
Надеюсь, что не пригодится, но спасибо. Я вообще всегда испытываю неловкость в общении с людьми, которые потеряли близких, не знаю, что говорить, как себя вести. "Сочувствую, прими соболезнования" звучит как-то глупо и неестественно.

Оффлайн Таня Вагнер

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2743
  • Карма: +44/-4
    • Просмотр профиля
Смерть родителей. Потеря ребенком родителей

В нашей культуре принято недооценивать детское горе: «Маленький, что он понимает... Скоро забудет. Да вон он уже смеется». Если ребенок потерял родителей в первые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Когда-то я была поражена мыслью, которую высказала детский психолог Мария Капилина: «Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком — это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок — это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка — весь его мир». Причем для ребенка лет до 7-8 нет принципиальной разницы, умерли его родители или его у них забрали.

Детское горе внешне может выглядеть не так, как горе взрослого человека. Оно маскируется под видом «странностей» поведения, а порой под гиперпослушностью и «правильностью». Вспомним замечательный фильм «Мачеха», где героиня Татьяны Дорониной помогает приемной дочери Свете пережить смерть родной матери. Доронина играет женщину невероятной душевной чуткости, которая если и не понимает, то чувствует, что происходит с ребенком, и действует очень точно и правильно. Но всем остальным, включая родного отца, Света кажется просто «ненормальной», «неблагодарной».

Если бы девочка часами рыдала над портретом матери, показывая, что она горюет, ее бы поняли и пожалели. Но она сдержанна, послушна, просто все время молчит и ничему не радуется. Она избегает сверстников, развлечений, зато охотно помогает ухаживать за малышкой, делает что-то по дому. Ни о чем не просит, ни на что не жалуется, старается остаться одна, часами что-то перебирает в своей сумочке. Только покушение на фотографию матери вызывает у Светы взрыв чувств. Проходит год, прежде чем ребенок начинает проявлять к чему-то интерес, открывается для новых привязанностей. Не знаю, кто консультировал создателей фильма, но картина детского горя в нем показана очень точно.

Посмотрим на происходящее глазами ребенка. Света жила вдвоем с мамой очень замкнуто, других близких людей у нее не было. Мама умирает внезапно, ничего не объяснив, не подготовив дочь к тому, что будет потом. Свете хотелось остаться в своем доме, с хорошо знакомыми соседями, но приезжают чужие люди и увозят в другое место, в незнакомый дом, многолюдный, шумный, с маленькими детьми, полный незнакомых людей. Они чего-то от нее хотят, теребят ее, предлагают померить какие-то вещи, суют в руки игрушки, говорят что-то бодрыми голосами, спрашивают, нравится ли ей... А ребенок пребывает в состоянии шока. Мир рухнул. Света лишилась сразу и мамы, и дома, и привычных вещей, и образа жизни, и окружения. Не в состоянии сопротивляться, не в силах ни о чем просить, она как бы внутренне «замирает». Пытаясь сохранить что-то неизменным — хотя бы внутри себя, она обрубает внешние контакты: отвечает односложно, не смотрит в глаза, никогда не начинает разговор первой, старается забиться в угол, сидеть неподвижно, стать как можно более незаметной.

Когда человек переживает потерю, его мир необратимо меняется, все приходит в состояние хаоса. Нужно время, чтобы восстановить свой мир, что-то заменить, что-то отстроить заново, что-то расставить по местам. Это и есть процесс горевания. Горе — это не просто чувство, горе — это большая работа. Она требует всех душевных сил человека. Не случайно во многих культурах траур обязательно содержит в себе отказ от повседневных обязанностей, от излишнего общения, возможность отрешиться от всего и сосредоточиться на своем переживании. У нас принято горюющего человека отвлекать, теребить, всячески давая ему понять, чтобы он «поскорее заканчивал со всем этим».

Ребенок, переживающий горе, часто становится более замкнутым, молчаливым, в острых случаях даже наступает мутизм — полная потеря речи на нервной почве (этот сюжет довольно часто встречается в кино и в литературе, можно вспомнить фильм «Патриот» или книгу «Два капитана»). Сам ребенок может не осознавать связи своего состояния с потерей. Он часто жалуется, что ему «скучно», но на предложение чем-нибудь заняться отвечает «неохота». Самым предпочитаемым обществом становятся для него маленькие дети (еще не умеющие говорить), очень старые люди, домашние животные. Их преимущества в том, что они «не пристают», но при этом избавляют от одиночества, с ними можно просто посидеть рядом, прикоснуться, поухаживать без риска вторжения в свой внутренний мир. В фильме Света готова часами качать в коляске младшую девочку, что вызывает кривотолки соседей.

Часто дети в состоянии горя часами выполняют однообразные действия — расставляют рядами игрушки, раскладывают по коробкам карандаши или пуговицы. Они охотно соглашаются на самую рутинную работу, например, чистят картошку (это как раз делает Света в фильме). Еще одно излюбленное их занятие — натягивать повсюду веревки и нитки, обматывая ножки мебели, связывая между собой разные предметы. Таким образом они пытаются как бы «связать» оборванные нити своей жизни, помочь внутреннему процессу наведения порядка и преодоления хаоса.

Выходя постепенно из стадии шока, ребенок может столкнуться с новыми аспектами горя. Один из них — гнев. Взрослые тоже испытывают гнев после потери, злясь на врачей, которые не сделали всего необходимого, на самих себя, что не предусмотрели, не спасли, на судьбу, на самого ушедшего — почему не был осторожен, почему не лечился, почему не подумал о нас. Ребенку признаться себе, что он злится на покинувшего его родителя, очень страшно. Это особенность детской психики — ребенок еще не осознает в полной мере границ между личностями и сознаниями разных людей. Малыш может зажмурить глаза с угрозой: «Я сейчас сделаю вам всем темно!».

Ребенок постарше уверен, что, если он будет злиться на маму, она это сразу узнает, и тогда «уж точно не придет».

Поэтому самому ребенку его злость кажется немотивированной, безадресной. Он может ни с того ни с сего, на фоне ровного настроения, вдруг пнуть ногой игрушку, стул, или ударить кулаком по чему придется. «Из-за чего ты злишься?» — «Я не злюсь, просто достало все» (или «Сам не знаю, накатило»). Кроме вспышек ярости, могут возникать дисфории — продолжительные периоды дискомфорта, раздражения непонятно на что и на все сразу. Ребенку может разонравиться привычная еда, начинает раздражать («колоться», «душить», «натирать») одежда, мешают громкие звуки, сильные запахи.

Еще одна мучительная составляющая процесса переживания горя — ощущение вины. В этом отношении дети гораздо уязвимее взрослых именно из-за особенностей мышления, о которых только что шла речь. Для ребенка все, что происходит вокруг него, происходит из-за него. «Если мамы больше нет со мной — это из-за того, что я плохой. У хороших детей мамы не умирают». «Меня забрали у родителей, потому что я плохо себя вел. Если бы я слушался, папе не надо было бы меня бить, и к нам не пришла бы милиция». «Если бы я не попросил у соседей поесть, никто не узнал бы, что мама пьет, и меня не забрали бы». Вывод из всех этих ситуаций ребенок делает один: «Теперь маме (папе) плохо, они там одни, без еды (в милиции, в больнице), их обижают, а я тут в хороших условиях, конфеты ем. Я настоящий предатель». Это особенно сильно переживают дети, которые с малых лет выполняли опекающие, родительские функции, и считают себя в ответе за взрослых.

Ребенок, ставший жертвой насилия со стороны собственных родителей, оказывается в самом сложном положении. Он злится на них — не может не злиться, ведь из-за них он испытал боль и страх. Но сразу вслед за волной злости приходит мучительная волна вины и ужаса, что теперь они потеряны навсегда — из-за него. В результате ребенок приходит в состояние крайнего стресса, у него появляются признаки аутоагрессии — гнева, направленного на самого себя.

Он может до крови щипать и царапать себя, под корень сгрызать ногти, вырывать у себя волосы, или «нечаянно» каждый день получать ушибы, ожоги, порезы; подростки могут всерьез думать о самоубийстве. Такие дети нуждаются в длительной реабилитации и в профессиональной психологической помощи, но даже после нее последствия травмы долго дают о себе знать.

Приступы гнева могут чередоваться с периодами «правильности», почти пугающей послушности. Ребенок вдруг начинает аккуратно складывать свои вещи, сам садится делать уроки, вызывается помочь по дому и т. д. Он словно надеется магическим образом «все исправить», стать «хорошим ребенком, у которого все хорошо». Кстати, из-за этого сотрудники детского дома не предупреждают приемных родителей о том, что ребенок «трудный». Просто в детском доме он вел себя тише воды, ниже травы, надеясь таким образом «все вернуть, как было». И только устройство в новую семью окончательно рушит эту его надежду, тут и проявляются все «трудности» в поведении, многократно усиленные стрессом.

Другой вариант «магического поведения» — ребенок намеренно делает свое положение как можно более ужасным. Он или чудовищно ведет себя, навлекая на свою голову все возможные кары, или тяжело заболевает (разом всеми хроническими заболеваниями, которые у него когда-либо были, присоединив к ним пару новых). Почему? Да потому что ребенком родители занимались в двух случаях: когда он очень плохо себя вел и его надо было наказать, или сильно болел. Воспроизводя эти ситуации, ребенок надеется, что мама (папа) «поймет, что все совсем плохо, и наконец придет». Потому что, с точки зрения ребенка, родитель всемогущ, и если он не появляется, то не потому, что не может, а потому, что не считает нужным.

Работа горя обычно завершается стадией нервного истощения. На предшествующие переживания потрачено так много сил, что все чувства притупляются, ребенок прекращает попытки тем или иным способом вернуть утраченное. Он становится апатичен, вял, у него ни на что нет сил, явно снижаются способности к учебе, у него просто нет энергии, чтобы сосредоточиться, почувствовать интерес, постараться. Может наступить регрессия, то есть возврат в более младший возраст. Как будто ребенок разучился делать то, что давно умел — аккуратно одеваться, самостоятельно есть, решать задачи. Его игры становятся очень примитивными, он легко сдается при малейшем затруднении, часто не может довести до конца начатое дело. Он предпочитает мрачные тона в рисунках, в одежде, его лицо словно теряет мимику.

При этом дети обладают невероятным запасом жизненных сил и способностью к адаптации, поэтому их горе не длится непрерывно, как у взрослых. Периоды горевания обычно сменяются просветами, когда ребенок, как ни в чем ни бывало, веселится, играет, смотрит любимые мультики. Дети словно делают перерывы в работе горя, справляясь с ним «по кусочкам». Именно это дает повод взрослым сделать вывод о том, что «он уже все забыл». Но переживание горя после небольшой передышки вновь возвращается, порой в новом обличье, в новой «маске»: послушания или протеста, болезни или скуки.

Вспомним еще раз фильм «Мачеха». Героиня Дорониной чутьем выбирала правильную тактику помощи ребенку. Она старалась не приставать, но быть рядом. Она привлекла Свету к возне с малышкой и к простым домашним делам. Она открыто признала ее право горевать по матери, защитила от посягательства на ее память, помогла восстановить и увеличить портрет мамы. Она создавала для ребенка покой и уют, ни на чем не настаивая, просто предлагая небольшие радости: куклу, карандаши. Она исподволь давала понять, что жизнь не кончена, что у девочки есть отец, есть новая семья, будут друзья, будущее. Конечно, «мачехе» было нелегко. Если бы у нее была возможность проконсультироваться с психологом, они ей посоветовали бы взять из Светиного дома побольше вещей, связанных с матерью, попросить прежних соседей иногда писать письма девочке, уделять больше внимания своему сыну, не ждать от девочки обращения «мама», а главное — не сомневаться в Светиной «нормальности», не переживать так сильно, а просто помогать ей и терпеливо ждать, когда девочка справится с горем. Но все и так хорошо закончилось.

Ребенку, потерявшему семью, от окружающих нужны прежде всего забота, терпение и ровная поддержка.

В среднем переживание горя длится от полугода до двух лет. Именно столько времени обычно уходит на улаживание формальностей с определением статуса ребенка, лишением родительских прав, на подбор новой семьи. То есть очень часто ребенок попадает в приемную семью и в новую школу как раз на одной из стадий переживания горя. Новая семья призвана помочь ему справиться с утратой, патронатных воспитателей этому даже обучают на специальных тренингах. Не случайно наши английские коллеги даже называют патронатных (у них — фостеровских) воспитателей «специалистами по потере». Но усилия семьи могут быть сведены на нет неумными, а порой и враждебными действиями окружающих (как это едва не произошло и в фильме). Важно, чтобы все причастные к судьбе ребенка люди понимали: многие особенности его поведения и, прежде всего снижение желания и способности учиться, объясняются именно переживанием потери. Так что прежде чем делать выводы о его «необучаемости», «неуправляемости», «ненормальности», следует учитывать обстоятельства его жизни.

Автор: Л. Петрановская

Оффлайн Таня Вагнер

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2743
  • Карма: +44/-4
    • Просмотр профиля
очень много букв, но интересная статья.
З.Ы. А как тут убрать под кат?

Оффлайн Таня Вагнер

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2743
  • Карма: +44/-4
    • Просмотр профиля
Моя старшая дочь только недавно очень близко столкнулась со смертью. Она никогда не была на похоронах. Ее дедушки умерли, когда она была маленькой,  я не брала ее на похороны. И вот у ее одноклассницы умер папа. И молодой еще мужчина  в гробу, и горе одноклассницы очень сильно ее потрясли... Сегодня уже лучше. Но от этого никуда не денешься, нужен и такой опыт.

Оффлайн Peneja

  • Продвинутый
  • ***
  • Сообщений: 911
  • Карма: +26/-5
    • Просмотр профиля
Не знаю, могу ли я спорить с психологами, но мне кажется нельзя выработать одну тактику для всех детей. У нас умерла бабушка когда моему ребенку было 3 года. Мой муж по телефону отпрашивался с работы, и сын услышал фразу " У нас умерла бабушка" В три года ребенок схватил папу за ногу и стал рыдать, "Папочка скажи что ты пошутил, ну пожалуйста скажи что ты пошутил" Конечно папа согласился...И что я должна была "открыто и честно" добить ребенка... Согласно этой памятке?
Будет цель - найдется и дорога!

Оффлайн Таня Вагнер

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2743
  • Карма: +44/-4
    • Просмотр профиля
Религия помогает в этих вопросах. Дети верят, что душа бессмертна, и что человек не совсем умер... Мы все еще обязательно встретимся...

Оффлайн Peneja

  • Продвинутый
  • ***
  • Сообщений: 911
  • Карма: +26/-5
    • Просмотр профиля
Религия помогает в этих вопросах. Дети верят, что душа бессмертна, и что человек не совсем умер... Мы все еще обязательно встретимся...
Согласна религия очень помогает, особенно когда объясняешь, что человеку рядом с Богом гораздо лучше здесь. Он не чувствует боли, он счастлив....
Будет цель - найдется и дорога!

Оффлайн vadik011979

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 422
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Спасибо за статью. Надеюсь, что мои дети станут старше и будут уже все полностью понимать, чтобы не пришлось им все объяснять. Уж лучше просто поддержать.

Оффлайн Ирина Сверидова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 544
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Религия помогает в этих вопросах. Дети верят, что душа бессмертна, и что человек не совсем умер... Мы все еще обязательно встретимся...
Согласна религия очень помогает, особенно когда объясняешь, что человеку рядом с Богом гораздо лучше здесь. Он не чувствует боли, он счастлив....
А если ребенок не понимает, что такое бог, ведь многие дети, которые растут могут попросить, чтобы им показали - им нужно увидеть это воочию и пощупать!?
Но статья очень полезная.

Оффлайн Марияя

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 498
  • Карма: +2/-1
    • Просмотр профиля
Соглашусь, что, по моему мнению тоже, лучше рассказать раньше, чем позже и, тем более, что от посторонних людей может произойти, а это чревато последствиями - вот почему раньше и само лично лучше это делать.

Оффлайн GekaS

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 504
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
Не знаю, могу ли я спорить с психологами, но мне кажется нельзя выработать одну тактику для всех детей. У нас умерла бабушка когда моему ребенку было 3 года. Мой муж по телефону отпрашивался с работы, и сын услышал фразу " У нас умерла бабушка" В три года ребенок схватил папу за ногу и стал рыдать, "Папочка скажи что ты пошутил, ну пожалуйста скажи что ты пошутил" Конечно папа согласился...И что я должна была "открыто и честно" добить ребенка... Согласно этой памятке?
Это горе для ребенка в любом возрасте, даже взрослому с такими вещами  мириться тяжело, тут главное правильно все сделать и правильно преподнести информацию ребенку. Психологи советуют и дают отправную точку, что и как вам лучше сделать, а вы сами , зная своего ребенка, принимаете решение как это сделать.

Оффлайн Malushka

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 476
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Согласна религия очень помогает, особенно когда объясняешь, что человеку рядом с Богом гораздо лучше здесь. Он не чувствует боли, он счастлив....
Согласна с вами, но вот только - религия поможет, если ребенок осознает и понимает это все, а если нет, то тут и она безсильна. Только уже родители и их правильное поведение и объяснения смогут помочь ребенку пережить такое.

Оффлайн Марияя

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 498
  • Карма: +2/-1
    • Просмотр профиля
Согласна с вами, но вот только - религия поможет, если ребенок осознает и понимает это все, а если нет, то тут и она безсильна. Только уже родители и их правильное поведение и объяснения смогут помочь ребенку пережить такое.
Поддерживаю, в данной ситуации все будет зависеть от возраста ребенка.

Оффлайн Светик

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 576
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Самое страшное, то, что я бы никому не пожелала пройти через такое и малышу объяснять подобное. Да, тут все правы - тут главное все правильно объяснить и рассказать, но, считаю, что если не уверенны в себе, то, можно и проконсультироваться у специалистов или подождать.

Общероссийский форум ЦСП "ВЫБОР"

Коррекция любых зависимостей (наркомания, алкоголизм, табакокурение, токсикомания, повышение веса)
в тренингах с биологической обратной связью (БОС-аппаратура, самая современная)
Обращаться по телефону 8-495-979-23-27


 

vk twitter instagram facebook