Джудит Колберг давно привыкла входить в загроможденные различными вещами и предметами дома. Как специалист по организации пространства, женщина помогает своим клиентам разобраться с заваленным платяным шкафом, горами бумаг и вообще внести порядок в хаотичное окружение.
За последние 25 лет она посетила дома около дюжины людей, кого можно было бы в шутку назвать Плюшкиными, а всерьез - больными патологическим накопительством. Ещё больше людей почти добрались до той черты, когда хранение старых вещей становится ненормальным.
Джудит рассказывает, что её деятельность производит большое впечатление даже на неё саму. Кучи мусора выглядят прямо-таки агрессивными и вызывающими, бесконечные элементы мешанины хламья поражают воображение, а нос не способен справится с невероятным сочетанием запахов, повсюду пыль и плесень.
Проблема патологического накопительства получила широкое освещение после того, как на телеэкранах появились соответствующие реалити-шоу. Оказалось, что около 2-5% людей могут быть признаны настоящими «Плюшкиными». В то же время, от панического расстройства страдают лишь 1% жителей, а от обсессивно-компульсивного синдрома около 2%. Ненормальное накопительство - удивительно распространенная проблема, которую практически не воспринимают всерьез.
Последствия синдрома Плюшкина могут быть поистине разрушительными и простираться далеко за пределы загроможденной квартиры. Накопительство негативно сказывается на состоянии здоровья человека, оно может привести к краху брака. Даже соседи становятся жертвами данного синдрома. А лечение заключается не только в генеральной уборке дома.
Источник патологического накопительства
Эксперты обычно проводят разграничительную линию между обычной неопрятностью и «синдромом Плюшкина», когда человек теряет способность нормально жить. Множество людей приобретают вещи, которые им не нужны. Но такое состояние не приведет к нарушению адекватности поведения. Если человек больше не может готовить пищу у себя дома, не может чувствовать себя в безопасности, а его дурная привычка угрожает окружающим, пора перейти к решительным мерам лечения.
Люди копят вещи по совершенно разным причинам, например:
Сильная эмоциональная связь с предметом, который остальным кажется ничем не выдающимся, даже мусором.
Такие «Плюшкины» ощущают огромную потерю, если им приходится избавиться от вещи.
Чувство, что большинство предметов очень ценны.
Например, некоторые в древесных сучьях видят произведения искусства.
Уверенность, что вещь когда-нибудь пригодится.
Данная причина заставляет людей хранить не только кнопки, скрепки или стержни для ручек, которые у многих из нас имеются про запас.
В прошлом эксперты считали накопительство следствием обсессивно-компульсивного расстройства. Но чем больше проводится исследований, тем больше врачи убеждаются, что данная точка зрения неверна. Пока не обнаружено конкретной связи между данными недугами. Гораздо больше точек соприкосновения у накопительства с большим депрессивным расстройством, неврозом и синдромом дефицита внимания.
Ученые обнаружили, что лобная доля человека, склонного к накопительству, работает несколько иначе. Данный отдел мозга чрезвычайно важен для взвешивания альтернатив и рационального мышления. В результате, приоритеты «Плюшкиных» не совпадают с целями обычных людей.
Как справиться с проблемой накопительства
Большинство людей, которые очевидно страдают от патологического накопительства, не обращаются за помощью самостоятельно. Иногда они приходят к врачу под давлением семьи. Но чаще сами родственники больного пытаются найти управу на него. Иногда людям приходится все же избавляться от мусора из-за требований владельца квартиры (если жилье съемное) или сотрудников жилищно-коммунального хозяйства.
Телезрители счастливо вздыхают, когда видят аккуратные, просторные дом или комнату в конце шоу, в котором боролись с залежами накопленных за долгие годы вещей. Однако решение проблемы не всегда простое, быстрое и длительное. Психологи утверждают, что синдром Плюшкина очень тяжело перебороть.
А окружающим придется смириться с тем, что ни крики, ни обличающие речи, ни вспышки гнева не заставят пациентов изменить свой образ жизни. Больному самому нужно прийти к мысли, что его действия причиняют вред и приносят негативные эмоции прочим людям. Просто обвинить в ненормальном поведении отнюдь не достаточно.
Да и резкой перемены характера ждать не приходится. Если человек годами складировал ненужные вещи в квартире, вряд ли он после участия в TV-шоу он ограничится спартанским набором стола, стула и любимого мишки.
Конечно, имеются и истории успеха, но чаще всего патологическое накопительства становится тяжелой хронической болезнью, в чем-то схожей даже со злоупотреблением наркотиками, биполярным расстройством, сильной депрессией. И даже зная самые совершенные с точки зрения психологии методы борьбы, многие люди прилагают неимоверные усилия.
Лечение накопительства
Страдающим от патологического накопительства людям часто предлагают когнитивную поведенческую терапию. Данный подход учит пациентов видеть окружающие предметы под новым углом, соответственно, меняя свое поведение в их отношении.
Когнитивная поведенческая терапия помогает «Плюшкину»:
Здраво рассматривать необходимость хранения конкретной вещи.
Учиться, как быстро принимать решение - выбросить или оставить предмет.
Избавляться от вещей во время уборки, несмотря на сильнейшую эмоциональную реакцию.
Большинство патологических накопителей не ищут помощи специалистов, а те, кто все же обращается, не хотят менять свой образ жизни. Поэтому эксперты фокусируются ещё на одном подходе, который сводится к уменьшению вреда от действий больного. Метод помогает избавиться от насекомых и вредителей, появившихся в куче милого сердцу пациента мусора, снизить пожарную опасность дома.
Уменьшение вреда как часть борьбы с накопительством предполагает, что нездоровое поведение в ближайшее время не изменится. Раз остается угроза, нужно разработать план, сводящий к нулю негативные последствия, с которыми может столкнуться и больной, и общество.
Источник:www.yod.ru