Эти ошибки характерны не только для начинающих, но и для считающих себя «матерыми» профессионалами.
ОШИБКА №1 – «Я помогаю клиенту»Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь. Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагноз и предлагаю лечение». И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывно связана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, а Вы позвали «клиента» для помощи самому себе. Поэтому кто кому оказывает помощь, надо бы еще разобраться.
ОШИБКА №2 – «Я знаю, что делаю»Чем больше человек осознает суть жизни, тем реже говорит о том, что он что-то знает. Только глупцы думают, что они знают и делают все правильно. Лишь только наивные считают, что обладают «наилучшим» инструментом для «эффективного» воздействия. Физика до сих пор не знает, что такое электричество, а психология до сих пор не знает где находится психика. Тогда, может лучше быть сомневающимся реалистом, чем галлюцинирующим специалистом.
ОШИБКА №3 – «Я применяю надежные и проверенные техники»Надежные техники применяет только тот человек, который видит то, на что он воздействует. Например, слесарь видит гайку, накрученную на болт М10 и хочет её открутить. Для этого он применяет гаечный ключ 17, который надевает на гайку и вращает им её против часовой стрелки, после чего она откручивается. А на что воздействуете Вы, уважаемый психолог? Вы видите психику? Где она находится, из каких частей состоит, с чем взаимодействует, какова её функция? Существующие школы и направления в психологии до сих пор не могут не только дать точного определения таким понятиям как «психика» и «личность», они еще и постоянно спорят друг с другом доказывая свою точку зрения. Смешно было бы видеть медиков кардиологов, споривших о том, что такое сердце и где оно находится. К такому кардиологу «применяющему надежные и проверенные техники» навряд ли кто-то из здравомыслящих людей пошел бы делать операцию на сердце.
ОШИБКА №4 – «Я учился в престижном ВУЗе у известных специалистов»Престижный ВУЗ… Известные специалисты… Сантехник дядя Вася действительно хороший специалист, потому что знает, что такое болт М10 и ключ на 17. А вот могут ли «известные в узком кругу специалисты из престижного ВУЗа» с легкостью ткнуть в психику или личность пальцем (что свидетельствует о действительном знании) – об этом ученики «престижного ВУЗа» забыли спросить своих «известных» учителей. Поэтому учились они пять лет неизвестно чему и неизвестно у кого. И чтобы скрыть факт потери денег, времени и крушение своих надежд, теперь надувают щеки, чтобы увеличить свою значимость в собственных глазах, вместо того, чтобы действительно разобраться в основном предмете своей профессии. Невежество, возведенное в уверенность – нужная ли это черта профессионалу?
ОШИБКА №5 – «Я …»А Вы - «я», «личность», «психика» или «человек»? А кто тот, кто называет себя «я», и где он находится? Какая цель у того, кто называет себя «я»? Можно ли дотронутся до себя, того, кто называет себя «я»? Если я – это «я», тогда «личность» – это не я? Какое предназначение личности и где она локализуется в пространстве тела? Кто меняется в процессе жизни - тот, кто называет себе «я», или меняется моя «личность»? Где находится моя память и можно ли её потрогать пальцем? Сколько лет тому, кто называет себя «я»? Вот сколько много вопросов возникает у здравомыслящего ищущего существа. И кода ответы на эти вопросы будут найдены, тогда это существо может осознанно помочь другому существу. А пока эти вопросы даже не поставлены специалистом перед собой – то и говорить о том, что ты кому-то помогаешь, что-то знаешь, применяешь надежные методы, учился у известных специалистов – по крайней мере неразумно.
Сократ сказал, что «Спор рассудит истина», а чтобы увидеть истину, Аристотель предлагал знающему истину посредством логики помочь увидеть истину другим. И самым важным инструментом в логике Сократ считал не речь, а способность наблюдать очевидное – то, что есть. Предлагаю применив способность наблюдать очевидное – найти истину.----
С уважением,
Балыкин Александр Иванович