С таким подходом вообще вряд ли на какую группу стоит идти.
А я вот недавно набрел на интересную статью.
Некоторые психологические особенности участников движения «Анонимные алкоголики»/«Анонимные наркоманы»
Виталий Николаевич Осипчук, врач психиатр-психотерапевт ПНД №8 Московского района Санкт-Петербурга
Из: Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. (Выпуск второй). — СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. — С. 79-84.
(79:)
Группы, объединяющие людей, страдающих различными формами зависимости и использующие в качестве концептуальной основы для самопомощи программу «12 шагов» существуют в России более 15 лет и в последние годы получили довольно широкое распространение в качестве инструмента при лечении алкоголизма, наркомании, пристрастия к азартным играм, нарушений пищевого поведения и так далее. Сейчас в Санкт-Петербурге существует более 20 работающих на постоянной основе «анонимных» групп.
Необходимо отметить, что среди самих наркоманов и алкоголиков отношение к программе «12 шагов», а также к ее участникам неоднозначно и колеблется от саркастического недоверия до заинтересованности и признания эффективности. Число «анонимных» достаточно велико, что в сочетании с активной позицией многих из них (12-й шаг: «Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах») позволяет рассматривать это движение как некое социальное явление, участники которого обладают определенными психологическими характеристиками. (80:)
Как известно, эффективность медикаментозной терапии любого из видов зависимого поведения недостаточно высока, что, в первую очередь, связано с тем, что зависимость не является чем-то отдельным, изолированным от человека. Скорее, зависимость является основной, глубинной характеристикой всей личности, оказывает определяющее влияние на все уровни человеческой жизни.
Очевидно, что программа «12 шагов» нацелена на значительные, радикальные изменения личности зависимого человека. Предполагается, что эти изменения будут происходить на всех уровнях, как на поведенческом, внешнем и поверхностном, так и на психологическом, более глубоком и внутреннем, включающем в себя мировоззренческие установки, систему ценностей и приоритетов, отношение к самому себе и другим людям и т.д. За годы существования программа «12 шагов» доказала свою эффективность как инструмент целенаправленных изменений в личности химически зависимого человека.
Тем не менее существуют неоднозначные оценки как самой программы «12 шагов», так и тех изменений, которые происходят с людьми, долгое время работающими по программе. В чем же дело? Ведь достигается безусловно положительный эффект — человек вроде бы прекращает употребление алкоголя или наркотиков, порывает с криминальной средой, перестает наносить вред себе самому и окружающим людям. Попробуем рассмотреть некоторые из психологических особенностей, которые характеризует человека, строящего себя самого и свою жизнь в соответствии с программой «12 шагов». При этом, безусловно, настоящие наблюдения не могут претендовать на полноту и объективность, они появились в результате моего личного общения с участниками программы, а так же благодаря обмену мнениями и впечатлениями с моими коллегами. (81:)
С началом употребления у алкоголика или наркомана достаточно быстро происходит разделение человеческого общества на своих и чужих — употребляющих и не употребляющих. На почве алкоголизации или наркотизации возникают конфликты с ближайшим окружением, нарастает негативное отношение к людям, которые мешают употреблять, проявляют непонимание «потребностей» химически зависимого. В дальнейшем психологическое обособление от «независимых» усугубляется, формируется уверенность, что здоровый человек в принципе не способен понять переживаний наркомана или алкоголика, а значит, не может ничем ему помочь. С приходом в программу появляется еще одна разделительная линия — зависимые в свою очередь делятся на «программных» и «не программных», при этом трудности в контактах с независимыми остаются на прежнем уровне. Душевный комфорт, чувство взаимопонимания чаще всего ощущаются только при общении с участниками программы. Происходит отождествление себя с 12-шаговой группой и, шире — с «анонимным» движением в целом. В дальнейшем возникает представление о собственной исключительности, некой избранности, вплоть до чувства превосходства над «не программными» людьми, как химически зависимыми, так и нет.
От участников программы часто можно услышать, что без «12 шагов» невозможно в течение длительного времени оставаться трезвым и если участник группы прекратил посещения, то вскоре обязательно вернется к употреблению наркотиков или алкоголя. То есть программа, по их мнению, представляет собой единственное средство, панацею и спасение от употребления наркотиков и/или алкоголя. Если факты противоречат данному утверждению, то заявляется, что, либо «такая» трезвость не свидетельствует о выздоровлении и не является качественной, либо человек, сохраняющий трезвость никогда и не был (82:) по-настоящему зависимым. Естественно, что при наличии подобных установок, любая критика программы воспринимается как враждебный выпад и отвергается.
Надо сказать, что в среде участников программы не поощряется анализ программных утверждений. Новичкам, которые жалуются на непонимание, рекомендуется прекратить попытки анализа, а вместо этого просто участвовать в групповых мероприятиях и продолжать «работу по программе»: чтение программных текстов, выполнение письменных заданий по шагам, индивидуальную работу со «спонсором» (активный участник программы с большим стажем трезвости). Таким образом, наряду с недоверием и подозрительностью к тому, что не имеет отношения к «12 шагам», у участников движения «Анонимные алкоголики»/«Анонимные наркоманы» (АА/АН) вырабатывается некритическое отношение к программным постулатам.
Обращает на себя внимание то, что члены АА/АН часто прибегают к цитированию программных лозунгов — коротких многозначительных сентенций (например, «первым делом — главное», «поспешай, не торопясь», «только сегодня» и т.д.) на все случаи жизни. Для подтверждения своей правоты используются цитаты из программной литературы или авторитет отцов-основателей движения («как говорил Билл Уилсон...»). Иначе говоря, мышление участника программы постепенно приобретает шаблонный характер, появляется склонность к готовым штампам и стереотипам. Таким образом, гордость от принадлежности к группе, чувство превосходства сочетаются с несамостоятельностью мышления, страхом потерять опору, ригидными и жесткими установками в том, что касается программы «12 шагов».
В течение короткого времени участники программы научаются использовать 12-шаговую лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми, в поведении (83:) проявляется выраженное рассогласование между «правильными», «программными» высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. При этом, данное противоречие, как правило, не осознается, собственные ошибки отрицаются, что приводит к закрытости для обратной связи от окружающих, особенно если они не являются участниками движения АА/АН.
Стоит затронуть еще один непростой вопрос, касающийся декларируемого определения программы «12 шагов» как «духовной». В программной литературе особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер «12 шагов». При этом понятие «духовность» не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, квазирелигиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово «духовность», лишь бы эти системы не вступали в прямое противоречие с программой. Выздоравливающий зависимый, как правило, нуждается в духовной поддержке и ищет ее, но «духовность» программы настолько расплывчата и неопределенна, что скорее создает беспорядок и хаос в духовной сфере. В качестве примера можно привести выздоравливающего наркомана с устойчивой ремиссией более года, утверждающего, что является православным христианином и в то же время активно изучающего оккультную литературу, использующего специальные «научные» приборы, производимые неким предприятием ВПК «для энергетической защиты» и, при этом, абсолютно не осознающего внутренней противоречивости столь причудливой системы взглядов, Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы о личностных особенностях «анонимных» алкоголиков и наркоманов: (84:)
В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе «анонимных» алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной особенности и исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе «12 шагов».
Уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.
С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным, приобретает «туннельный» характер.
Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.
Усугубляется беззащитность «анонимных» алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных «духовных» учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость собственного мировоззрения.
К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы «12 шагов» и ее влиянию на «анонимных наркоманов» и «анонимных алкоголиков». Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные. (85:)