ВОЗМЕЩЕНИЕ материального и морального вреда, причиненного пациенту в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи
Панов Василий Игоревич, юрист, адвокат, 8-901-519-23-27
Каждый человек, рано или поздно, сталкивается с необходимостью обратиться за помощью к врачу, независимо от своего социального, материального, должностного положения. Каждый человек хочет верить в то, что его здоровье, а порой и сама жизнь, вверены добросовестному и квалифицированному медику-специалисту. На что может рассчитывать человек, столкнувшись с тем или иным заболеванием, или, находясь в положении, когда здоровью его близких угрожает опасность? Часто ли надежды больного или его близких родственников на достижения в медицине и на адекватное отношение медицинских работников к его проблеме бывают полностью оправданы?
До настоящего времени лица, нуждающиеся в оказании квалифицированной медицинской помощи, не имели и не имеют практически никаких социальных и правовых гарантий ее надлежащего оказания, не застрахованы от злоупотреблений, допускаемых врачами-специалистами и основным медицинским персоналом. Известно огромное количество случаев, когда имеет место причинение серьезного ущерба пациенту вследствие того, что медицинская помощь ему или его близким была оказана неквалифицированным специалистом, заведомо для врача не в полном объеме, без применения надлежащих препаратов и технологий, с допущением иных злоупотреблений, а иногда – и просто преступной халатностью, проявленной в форме явного легкомыслия или небрежности.
Необходимо признать, что нередко обвинения в адрес врачей и медицинских учреждений основаны на негативных эмоциях, на отсутствии элементарных познаний в медицине, на субъективной обывательской позиции, занимаемой значительной частью пациентов и членами их семей. Вместе с тем, во многих рассматриваемых случаях вина врачей и медицинских учреждений налицо. Современное российское законодательство декларирует здоровье человека и гражданина как одну из высших ценностей, защищает права граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи. Тем не менее, приведенные выше общеизвестные факты имеют место в таком количестве и с такой периодичностью только потому, что в наших законах и подзаконных, ведомственных нормативных актах не закреплен должным образом механизм правового регулирования оказания медицинской помощи и не конкретизированы основания и, особенно - процедура привлечения к ответственности лиц, по вине которых причинен вред здоровью и иным правам и законным интересам пациента и членов его семьи. Однако, не смотря на несовершенство соответствующего отраслевого законодательства и небогатую судебную и исполнительную практику, сведение к минимуму риска оказаться в положении, худшем, нежели то, в котором пребывал пациент до обращения в медицинское учреждение, возможно. Путь, который приведет в итоге к привлечению виновного медицинского работника или учреждения к предусмотренной законом ответственности, в результате чего последует возмещение морального и материального ущерба, а так же – вреда здоровью, или потери кормильца, существует. Человеку, который объективно пострадал вследствие ненадлежащего выполнения медицинскими работниками своих обязанностей, следует понимать, что своевременное обращение к правовой, судебной защите своих нарушенных прав, квалифицированная трансформация проблемы из медицинской сферы в юридическую в значительной степени повышает вероятность получения компенсации причиненного вреда и устранения негативных результатов данных нарушений. Беззащитность отдельных граждан и членов их семей перед медицинскими учреждениями, допустившими различные нарушения, приведшее к каким-либо негативным для здоровья или материального благосостояния последствиям обусловлена во многом незнанием установленных законодательством прав пациентов и отдельных категорий граждан и неумением пользоваться процедурами их реализации и защиты. При обращении за медицинской помощью, в процессе ее оказания и при получении тех или иных результатов необходимо иметь в виду, что целый ряд понятий и категорий, повседневно встречающихся в связи с лечением, являются вовсе не медицинскими, а юридическими, установленными в качестве таковых отраслевым и общедекларативным законодательством. В частности, выбор врача и лечебно-профилактического учреждения, обследование, лечение и содержание в надлежащих условиях, проведение консилиумов и консультаций, облегчение боли от заболевания и медицинского вмешательства, информативное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, получение информации о состоянии здоровья, а так же многие другие – это исключительно правовые категории, подлежащие толкованию не медиками, а уполномоченными юристами.
Необходимо так же учитывать, что зачастую виды, объем и стандарты качества оказываемой медицинской помощи и отдельных видов специализированной медпомощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ и соответствующими министерствами республик в составе РФ. При этом ведомственные нормативные акты, в подавляющем большинстве, не соответствуют действующему федеральному законодательству в силу старения и ряда других специфических факторов. Медицинские работники, в особенности – руководство медицинских учреждений, руководствуются ими в своей деятельности, не принимая во внимание изменения в законодательстве, дающие пациентам более широкий круг прав и устанавливающие основания, виды и формы ответственности за их нарушение. Кроме того, большая часть оказываемых медицинских услуг до настоящего времени не стандартизирована и не соответствует каким-либо общепринятым методикам, научным подходам к профилактике и лечению отдельных видов заболеваний, или сложившейся, единой для всех практике, базирующейся на достижении положительных результатов.
Таким образом, очевидно, что в подавляющем большинстве случаев здоровье и жизнь пациента зависит от квалификации, профессионального опыта, добросовестности и объема специальных познаний врача, поскольку направления его деятельности ни чем не регламентированы или установлены в общих чертах безнадежно устаревшими инструкциями Минздрава СССР. В сложившейся ситуации допущенные медицинскими работниками нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью, носят исключительно противоправный характер и не могут быть оправданы одной единственной безотказно действующей фразой, набившей оскомину: “Мы сделали все, что могли”. Так формируется иллюзия полной безответственности врачей и слепой веры больных и их близких в то, что им повезет с выбором медицинского учреждения. Подобный подход к здравоохранению приводит к тому, что из спектра взаимоотношений пациентов и медицинских учреждений полностью выпадает круг вопросов о рассмотрении перспективы привлечения последних, в случае допущения различных нарушений, к различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и даже уголовной) перед собственным руководством, контролирующими и надзирающими органами, государством и самим пострадавшим. Виды, формы и объем привлечения к ответственности определяется в каждом конкретном случае тяжестью последствий, наступивших для пациента, в связи с ненадлежащим выполнением врачом или медицинским учреждением своих обязанностей. При этом решающее значение имеет выбор установленных законом средств и способов, при помощи которых пострадавшие лица или их законные представители решили восстановить нарушенные права.