Психология алкоголизма в России
Наблюдая проблему пьянства изнутри России, ежедневно слушая и читая новости в газетах, интернете и радио, можно совершенно обоснованно подумать, что Россия является неким подобием мирового заповедника для алкоголиков.
Люди здесь не успевают проснуться и открыть глаза, а рука уже сама нашаривает на прикроватной тумбочке или просто на полу заветную бутылку с прозрачной, как слеза младенца, и горькой, как жизнь русского крестьянина, но такой спасительной жидкостью. Это как обещание того, что день начат не зря, и, даст бог, кое-как продолжится.
Глядя на вопрос пьянства в России с такой точки зрения, для логически размышляющего и неглупого человека вполне по силам задаться простым вопросом – а как же это они до сих пор не вымерли то, как индейцы или подобные им малые народы севера? Видя, что народ российский, хоть в последние 20 лет и начал стойко убывать в своем количестве (что впрочем вполне коррелирует и с другими народами старушки Европы), но все же продолжает исправно качать нефть и газ из глубины сибирских руд, а также пулять в космос обитаемыми и не очень аппаратами с тушенкой и прочей сложной аппаратурой на борту, можно подумать, что потребление некоторого излишка этилового спирта в составе различных напитков вполне себе отвечает не только духу и чаяниям россиян, но и потребностям их организмов.
Отсюда вполне можно развить теорию о том, что за тысячелетнюю историю своего существования россияне вполне удачно претворили в жизнь вековую мечту всего прогрессивного человечества! Нет-нет, мы не на солнце полетели! Но научились силой своего организма и несгибаемой волей превращать любую спиртосодержащую жидкость, практически смертельную для всего живого, в некое подобие эликсира жизни, который то только и помогает нам держаться, выживать и даже чего-то там поделывать на наших бескрайних и суровых просторах.
И если не дай бог лишить россиянина доступа к источнику этой жидкости, то в самом скором времени он начнет чахнуть прямо на глазах, как как лишенный теплого бразильского солнца банан.
Однако изучив исторические источники, и в первую очередь такие общедоступные документы как библия, греческие мифы и прочую подобную литературу, любой сможет сделать для себя небольшое открытие касательно возраста и характера потребления спиртного на земле. Да, спиртные напитки употреблялись за тысячелетия до возникновения России и будут употребляться в ближайшем и не очень будущем в не зависимости от состояния дел в области спиртного в России.
Зарождение и становление национальной “культуры” алкоголизма в России прошло довольно долгий путь развития. При этом совершенно не следует думать, что на российской земле выросло некое ни на что не похожее чудо. С физиологической точки зрения российский алкоголизм ничем не отличается от эфиопского, и даже опытнейший нарколог вряд ли найдет между американским и российским алкоголиком существенную разницу в этом аспекте (хотя удивительное возможно во всем!).
Совершенно другое дело представляет собой социально-психологическая сторона этого заболевания в России. Национальные особенности менталитета, культуры, личной и общественной жизни и даже государственного устройства наложили свой неповторимый отпечаток на эту общемировую проблему.
Примитивные его формы существовали в еще догосударственный период, когда отпал вопрос выживаемости общины и появились излишки продуктов, религиозные культы и торговля. Знакомство с алкоголем произошло конечно же значительно раньше инкорпорирования его в культуру и религию. Территория современной России никогда не была отрезана от остального человечества и народы, ее населявшие, постоянно получали самые передовые достижения цивилизаций тех времен если не из первых рук, то через сравнительно короткое время в результате межплеменных связей и торговли.
Именно для этих целей и нашел алкоголь одно из своих первоначальных применений. Современные археологи находят в древних культурных слоях на территории России довольно большое количество пустой тары из-под важнейшего и даже стратегического товара минувших времен – виноградного вина. Наряду с другими народами Европы, Азии и Африки, предки россиян тоже с большим воодушевлением участвовали в круговороте вина в природе.
Но не стоит думать, что в те времена спиртное употреблялось для банального пьянства. Вовсе нет. Назначение его было скорее сакральным (sic!) – его пили во славу богов, чтобы умилостивить и пообщаться с духами, выйти за пределы сознания и телесного мира. В подобных всеобщих попойках участвовало все племя, и отголоски этого до сих пор находят фольклористы и прочие копатели старины народной.
Но нельзя сказать, что алкоголизм пришел в Россию уже тогда. Нет – привозное вино было очень дорогим, а продукты местного пищепрома были очень слабыми в нашем современном понимании. Употреблялись полученные напитки в основном для элементарного утоления жажды, на большее они мало годились.
Но не стоит забывать о таком важном времени года для россиян и их предков как зима. Именно в это время года и родилась знаменитая русская душа, а вместе с ней и национальные традиции пьянства. Что еще можно делать занимательного в эту пору, кроме как пить брагу и воевать. А вместе все это шло значительно веселее!
Приход христианства и оформление государственных институтов это необузданное веселье ввело в некоторые рамки. Теперь пьянство и война были строго регламентированы, и веселым зимним забавам на смену пришло тихое домашнее выпивание.
Но как на зло, прискакали татары, привезли монголов, и тихой домашней идиллии пришел конец! Изо всех этих смутных времен Россия вышла с кабаком, монополькой и строгой централизацией власти. Как при этом не запить!?
Вот здесь мы и подходим к основным причинам пьянства в России, среди которых исторически можно выделить следующие:
- бедность подавляющего большинства населения;
- сопутствующие ей тяжелые условия жизни, как климатические, так и социально-экономические;
- политическая зажатость общества;
- отсутствие общедоступных культурных развлечений;
- дешевизна крепкого спиртного;
- семейное пьянство.
Если до отмены крепостного права в России многие причины худо-бедно нивелировались общинным строем и самими помещиками на местах, то после отмены оного массы безземельного, обнищалого и необразованного крестьянства хлынули в города и стали активно приобщаться к городской “культуре” – в которой в первую очередь им виделась бутылка дешевой водки. Что вы мне сделаете – я человек свободный, право имею!
Во многом от этого в России пьянство и приняло несколько отличный от западного характер, дескать, а вот я пью, и ничего вы мне не сделаете! Если иностранный алкоголик старается по возможности скрыть свою неумеренную страсть к алкоголю, поскольку общество относится к алкоголизму не только не толерантно, но даже крайне негативно, буквально выталкивая такую паршивую овцу из круга друзей, соседей, сотрудников, то в России к нему относятся почти так же как в индии к коровам
Автор странички: Народный корреспондент