НЕКОТОРЫЙ ХАОС В ОКАЗАНИИ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ ЛИЦАМ С НАРКОМАНИЕЙ И АЛКОГОЛИЗМОМ И В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, КАК ОТРАЖЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА К ЭТИМ ЯВЛЕНИЯМ
С.В. Нурисламов, врач психиатр-нарколог,
ГУ Национальный научный центр наркологии ФАпоЗиСР РФ,
отдел амбулаторной реабилитации в наркологии, научный сотрудник,
генеральный директор Медицинского инновационного центра ООО ВЫБОР, г. Москва
Патология самосознания и осознания болезни при наркологических заболеваниях существует не только у больных с соответствующим диагнозом, но и при значительном их накоплении в обществе начинает проявляться и у самого общества. Так с накоплением лиц, страдающих алкоголизмом в России, становится все более модно употреблять алкоголь запойно, опохмеляться утром перед работой, а то и на работе. Хочется отметить следующее заявление офицера отдела внешних связей МВД, лечившего своего товарища: становится неким правилом госсистемы и ее силовых ведомств, что если один из твоих сослуживцев после тяжелой выполненной работы или просто в связи с праздниками здорово перебрал спиртного, то правилом взаимовыручки и уже хорошим «офицерским» тоном стало поспешить с водкой к «боевому» товарищу и помочь ему опохмелиться. Стали за последнее десятилетие широко распространены комедии не высмеивающие алкоголизм, а приобщающие к нему более широкие массы населения России (Особенности национальной охоты, рыбалки и т.д.). С особым интересом подобные фильмы – собрание алкогольного юмора и сленга – смотрят дети и подростки. Появились фильмы и сериалы, как, например: «Убойная сила», «Улица разбитых фонарей», где главные положительные герои практически в каждой серии или в основе сюжета распивают алкогольные напитки, курят.
Юмор нации – особый показатель. И если юмор СССР мы отмечали, как аполитизированный, скованный, то недолгий период ельцинского – «берите свободы столько, сколько сможете унести», с разрушением любых моральных преград для юмора и высмеивания, сменился практически полным засильем алкогольной тематики в юмористических программах («Кривое зеркало», «Аншлаг» и других). Морально-этическое снижение личностей потребителей алкоголя и наркотиков (Рохлина М.Л., Козлов А.А., 2001, стр. 59-77) приводит к специфическому восприятию юмора и желанию, видеть на сцене разыгрываемые сценки из жизни химически зависимых людей. Поддерживают подобные регрессивные формы юмора зависимых, как нестранно, и члены их семей, которые становятся в процессе сожительства и общения с больными родственниками созависимыми их проблемам (Москаленко В.Д., 2002). А юмор вокруг вроде бы болезненной для них тематики, как нестранно, несколько расслабляет их, делает благодушными, нивелирует тяжесть проблемы их близкого человека. Этой потребности в алкогольном, а вскоре и наркоманском юморе сегодня уже страдающего от той или иной химической зависимости среднего обывателя в России и стремятся соответствовать юмористические программы телевизионных каналов. Касается это и распространения наркоманского сленга. Эти тенденции опасны и вредны для России, для ее державности и государственного аппарата.
Легковесное отношение в обществе к его алкоголизации проявляется в различных процессах. Так, например, существует насущная необходимость ограничивать противоправные действия лиц в алкогольном опьянении по отношению к другим членам общества или членам их семей. В последние 10-15 лет органы милиции и охраны правопорядка перестали обращать внимание на противоправное поведение лиц в алкогольном опьянении, находящихся у себя дома и терроризирующих своих домочадцев, обычно это пожилые родители, жены, которые не в состоянии справиться с разбушевавшимся супругом, дети, в том числе грудные, с которыми мать не имеет возможности покинуть свой дом. Максимум, что может сделать милиция – задержать «буяна» до выяснения в отделении милиции, но не более чем на 3 часа, после которых он вновь возвращается алкоголизироваться и с удвоенной силой терроризировать семью. Большое количество подобных случаев по г.Москве непрерывно попадает в поле ведения МИЦ ООО ВЫБОР, но госпитализировать такого человека без его согласия невозможно, проводить мероприятия по его стеснению – противоправно. Государственные наркологические или психиатрические службы отказываются решать эти проблемы, скорая помощь не приезжает в эти семьи. Разрешение этой ситуации лежит в поле взаимодействия юридических и медицинских подходов, как это и было когда-то в СССР, но уже с учетом настоящих демократических завоеваний. Т.е. все же стоит проводить отстранение человека в запое от его семьи в определенное, специально подготовленное помещение, по заявлению со стороны семьи до окончания его процесса вытрезвления, если его состояние опьянения приводит к явному дискомфорту других членов общества. Конечно, по заявлению родственников возможно согласуясь с административным кодексом назначить подобному пьющему и дебоширящему гражданину штраф, а затем и арест до 15 суток, но на практике в г. Москве мы этого еще ни разу не сумели добиться. Продолжающиеся дебаты в обществе и в парламенте России о возможности принудительного лечения лиц с наркологическими проблемами не приводят к ожидаемому результату, а в силу часто высказываемых агрессивных и жестоких предложений по поводу лечения наркоманов и алкоголиков приводит к обратному процессу либерализации законов со стороны государства для этих больных. А хотелось бы адекватной реакции законотворческой деятельности государства по отношению к случаям, когда оставление пусть без принудительной медицинской помощи человека, приводит к его гибели, гибели его родных и близких. Ведь все же пациентов при передозировке героином мы пока не спрашиваем подписать согласие на введение налоксона для спасения его жизни.
Ведь все же общество в последнее время более жестко стало обходиться с употребляющими спиртные напитки и наркотические препараты за рулем, об этом свидельствует значительное увеличение количества лишений водительских прав на сроки до 1,5 лет и более среди наших пациентов. Хотя конечно бывают и перегибы, когда у заведомо трезвого человека, только согласуясь с его шрамами от многочисленных внутривенных инъекций или с недопониманием ситуации из-за глухоты другого нашего клиента, без проведения дополнительных исследований изымаются водительские права. Но подобные перегибы неизбежны и должны снижаться за счет работы независимых наркологических экспертиз и специализированных общественных правозащитных организаций.
Возвращаясь к работе наркологических клиник, хочется отметить зачастую полную коммерциализацию наркологических стационаров – явную в случае открытой информации о стоимости услуг. Но чаще скрытую коммерциализацию (для государственных учреждений) и, проявляющуюся в практическом отсутствии оказания бесплатной медицинской помощи с намеками на возможность ее платного оказания в большем объеме и вплоть до откровенного отказа в бесплатной госпитализации больному при его обращении самотеком, даже если есть свободные койки, но они приберегаются для платного больного. Создаются определенные препоны госпитализациям в виде предварительного посещения наркологического диспансера за направлением на госпитализацию и требования обязательной сдачи анализов на гепатиты B, C, и ВИЧ перед госпитализацией. Подобных требований «платным» больным не предъявляется.
Очень сложно оказать лечение больному, у которого есть сочетание алкогольного или наркотического опьянения с острым психозом, алкогольным делирием и в довершении состояние отягощено соматическими проблемами. Обычно такие больные перебрасываются службами скорой помощи с одной на другую и остаются без оказания медицинской помощи, особенно если из-за нарушений сознания не могут дать согласия на лечение. Врачи при одном лишь запахе алкоголя рекомендуют вызывать частнопрактикующих наркологов. Бывают случаи, когда специалисты МИЦ ООО ВЫБОР уже на себя вызывают скорую помощь и убеждают врачей, что при наличии алкогольного или наркотического опьянения тяжесть состояния больного определяется его соматическим заболеванием.
И еще – наркология стала следующей заложницей в медицине «базового противоречия», которое для медицины можно выразить так: выгодно в наркологии лечить наркоманию и алкоголизм, а не заниматься их профилактикой и даже выгодно не долечивать пациентов, что бы в ситуации «платной» практически повсеместно наркологической помощи получить дополнительные вознаграждения.
Как следствие «базового противоречия» в оказании наркологической помощи населению России прекращает существовать система диспансерного наблюдения за пациентами. Отсутствие преемственности в работе госпитального и амбулаторного звена наркологической службы указывает на некую фискальную конкуренцию между этими звеньями. Наркологические диспансеры (НД) не дают никаких современных программ выздоровления пациентов и являются сегодня лишь методом устрашения, что пациента, попавшего в больницу, обязательно поставят на учет в диспансере. Хотя за отдельное вознаграждение могут о нем из больницы и не сообщить в НД. Сведения о состоящих на учете в НД пациентах можно было 2 года назад приобрести на отдельных SD-дисках на рынках г. Москвы. Дискредитация системы НД привела к тому, что только 10-я часть наркозависимых граждан в г. Москве, хотя и до трети в других регионах России обращается в диспансеры и состоит в них на учете. Правда диспансеры в подобной ситуации также подстраиваются – создают хозрасчетные подразделения для анонимного лечения, поощряют создание на своей территории групп анонимных наркоманов и алкоголиков.
Напрашивающиеся решения - восстановление преемственного многоэтапного лечения наркологических больных с включением в эту цепь не только наркологических больницы, но и восстановленных в своем статусе диспансеров амбулаторной сети, групп самопомощи, групп созависимых, психотерапевтических сообществ, реабилитационных загородных центров. Важно развитие зарекомендовавшей себя в России программы имплантации продетоксона, позволяющей пациентам до 3-х месяцев отказываться от любых опиатов. Перспективно проведение на уровне государства программы по дотации стоимости продетоксона для малоимущих. Сегодня стоимость продетоксоновой имплантации на 3 месяца 32 тыс рублей.
Также требуется создание сети медико-информационных центров, которые могли бы вести больного наркологического профиля, курировать преемственность оказания ему медицинской помощи, объяснить его права и помочь получить юридическую и социальную поддержку. Подобная необходимость связана с очень громоздкой и неповоротливой системой информирования населения о возможностях медицины и других соответствующих ведомств г. Москвы. На примере МИЦ ООО ВЫБОР можно показать эффективность проведения подобных работ и возможность параллельно решать профилактические задачи в школах, в ВУЗах и на предприятиях. Медико-информационные центры могли бы помогать структурам практической медицины г. Москвы выполнять свои профилактические задачи. Это называется в странах Евросоюза и Северной Америки медицинским менеджментом, к сожалению, в России эти формы помощи пациентам пока не разрабатываются.
В большом количестве в России созданы частные наркологические фирмы, которые занимаются экстренной помощью наркологическим больным на дому, но специфика деятельности большинства этих фирм отличается получением прибыли от больного на момент, когда он остро нуждается в медицинской помощи – запойные состояния, алкогольная или наркотическая абстиненция и не отражает в своей работе задач по комплексному лечению наркологических проблем и дальнейшей реабилитации больного. Практически отсутствует преемственность работы этих фирм с государственными наркологическими подразделениями. Частные наркологические фирмы зачастую не имеют правильно собранной информации о пациентах, а если и имели бы, то у государства нет службы по сбору, хранению и обработке этой информации.
Таким образом, становится не очень понятно, кто имеет точную информацию по России, касаемо процессов наркотизации и алкоголизации ее населения. Расхождения в цифрах происходят на разных уровнях. Так, по данным директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова (3 марта 2009), приведенным на коллегии ФСКН в Москве смертность от употребления наркотиков в России, с учетом латентной составляющей достигает 30 тысяч человек ежегодно. Глава департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН Александр Михайлов привел официальный уровень смертности от передозировок наркотиков – 8 тысяч человек, но со ссылкой на мнение экспертов повысил это число до 70 тысяч человек. Средства массовой информации и информационные ресурсы в интернете предоставляют от 4марта 2008года, ссылаясь на сообщение замдиректора ФСКН Владимира Зубрина, что от наркотиков в России ежегодно умирают до 100 тысяч человек и при этом даются данные, что количество наркоманов в России за последние пять лет снизилось на 800 тысяч человек и составляет в настоящее время 5 миллионов 100 тысяч. При этом "черный рынок" наркотиков в стране достигает 15 млрд долларов в год. Так же зампред думского комитета по здравоохранению профессор Александр Чухраев заявляет, что "все официальные цифры по алкоголизму сильно занижены". Ежегодно от отравления алкоголем в России умирают до 40 тысяч человек (вся вышеизложенная информация взята с нескольких интернет-сайтов, заслуживающих доверия).
Мы начинаем иметь дело с информационным хаосом, когда данные по наркотизации и алкоголизации в России поступают из разных источников и не имеют единой стандартизации, ответственной обработки. Расхождения в цифрах количества гибели людей от передозировки наркотиков и от отравления алкоголем должны наводить на четкое принятие решения по этому вопросу. А именно, проводить посмертный анализ алкоголя, наркотических и ряда токсических веществ в телах всех без исключения людей, погибших на территории РФ и граждан РФ, погибших за ее территориями. Сбор и четкая обработка полученных сведений положит конец разночтениям в этих вопросах, попыткам исказить цифры ради политических выгод. Ведь если мы будем отталкиваться даже от цифры в 70 тысяч Россиян, погибающих от отравления суррогатным алкоголем и от передозировок наркотиков ежегодно, то необходимо объявить гуманитарную и демографическую катастрофу на территории России и прибегнуть к чрезвычайным санкциям.
Одним из самых первых шагов с нашей точки зрения является обязательное укомплектование всех скоропомощных служб, постов милиции, патрульной милицейской службы, участковых милиционеров комплектами антидотов, применяемых при передозировке наркотических и медикаментозных препаратов. В первую очередь требуется укомплектовать налоксоном, антагонистом опийных рецепторов, который быстро снимает симптомы передозировки опиатов и восстанавливает дыхание больного. Так же требуется анексат, снимающий состояние передозировки от бензодиазепиновых транквилизаторов и невалин, при передозировках нейролептиков. Важно разработать и предоставить соответствующим службам шприц-тюбик с налоксоном, предотвращающий повторное парентеральное введение чего-либо во избежание заражения специфическими инфекциями и распространения ВИЧ. Следует разработать простой в использовании комплекс антидотов для быстрой помощи лицам с отравлениями суррогатным алкоголем.
Касаясь распространения ВИЧ в России, надо отметить, что в первую очередь он распространяется за счет значительного уровня употребления наркотиков инъекционным путем. Таким образом, в России употребляются сегодня героин, суррогаты опия, метадон, коаксил, винт, джеф (эфедрон), спиды (метамфетамин), амфетамины, кокаин и даже капли в глаза.
Отталкиваясь от фактов, исследованных в ННЦН ФАпоЗиСР РФ, следует указать, что в целом по стране показатель распространенности потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) составил 257,3 в расчете на 100 тыс. населения, а они составляют 71% от всех зарегистрированных потребителей наркотиков по стране, в Москве этот процент 82%. В зависимости от региона показатели широко варьировали. В 35 субъектах РФ, или в 40,5% от их общего числа, распространенность ПИН составляла более 200 человек в расчете на 100 тыс. населения.
Из общего числа зарегистрированных ПИН в 2006г. инфицированы ВИЧ 11,8% (в 2005г. – 9,3%). Уровень инфицирования ВИЧ, превышающий 5% зарегистрированных ПИН, отмечался в 47 регионах (в 2005г. – в 37), что составляет более половины субъектов РФ (59%). Более 20% ПИН инфицированы ВИЧ в 17 субъектах РФ: это Республики Бурятия, Татарстан; Калининградская, Ленинградская, Тверская, Рязанская, Орловская, Челябинская, Свердловская, Ярославская, Иркутская, Ивановская, Ульяновская и Московская области, Чукотский АО, Хабаровский край и г. С.-Петербург. В Москве этот процент увеличился в 2 раза: с 5,2% в 2005г. до 10,3% в 2006г.
Распространенность ВИЧ-инфекции, в соответствии с современной международной классификацией (UNAIDS/WHO, 2000), более чем в половине регионов страны имеет признаки концентрированной эпидемии ВИЧ. В соответствии с современной международной классификацией концентрированная эпидемия ВИЧ имеет следующие количественные характеристики: распространенность ВИЧ-инфекции устойчиво превышает пять процентов, как минимум, в одной из групп риска. Среди беременных женщин в городских районах распространенность ВИЧ составляет менее одного процента. Подобная скорость распространения ВИЧ в группах риска в России грозит привести к началу пандемии и приравнять проблему ВИЧ в России к проблемам Африки. Да, и стоит вновь сделать поправку на неточность официальных статистических данных в вопросе распространенности ВИЧ и увеличить с учетом ее временного отставания на сегодняшний день и недостаточности охвата населения как минимум в 2,5 раза. Особую настороженность у нас вызывают пока не уточненные факты совместного содержания в следственных изоляторах в г.Москве и ряде мест лишения свободы на территории России лиц инфицированных и неинфицированных ВИЧ.
Как в таких условиях в России предположить реализацию взятых на себя обязательств Организацией Объединенных Наций в Декларации тысячелетия, утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года, - остановить распространение ВИЧ/СПИДа к 2015 году? Одна из наиболее злободневных проблем современной наркологии в России, кстати, появившаяся в большей степени после внедрения на территории России новых стандартов спиртов – «Люкс», «Экстра» и «Кристалл» - интенсивная алкогольная деградация личностей, связанная с большим вызыванием напитками из восстановленных спиртов алкогольной болезни мозга (Сиволап Ю.П., Савченко В.А., 2007), острых и хронических психозов и различных форм алкогольной энцефалопатии (Шумский Н.Г., 1999). Алкогольная и наркотическая (Козлов А.А., 2002) деградация личностей проявляется в потере социальной адаптации, невозможности работать, асоциальном поведении, правонарушениях. Значительное экономическое обнищание связано с наркологической деградацией личностей и затрагивает те семьи в России, в которых существуют проблемы наркотизации и алкоголизма. Представители таких семей, зачастую сами больные, теряют работу, а в условиях экономического кризиса и остающихся невыплаченными потребительских кредитов это, в лучшем случае, приводит к ухудшению жилищных условий, а чаще к полной потере жилплощади. Подобные больные пополняют ряды бездомных и бродяг. Процесс их обратной ресоциализации очень трудоемок и по нашим данным пока в России не начат. Правда последнее время общественные организации все с большим вниманием относятся к проблемам бездомных, стоит упомянуть о работе Православного Народного движения (ПНД) «Курский вокзал. Бездомные дети» и о попытках многих православных и христианских общин участвовать в процессе ресоциализации бездомных. Так же заслуживают уточнения и исследования факты издевательств и необоснованного физического насилия применяемого к «бомжам» сотрудниками правоохранительных органов, возможны и случаи принуждения «бомжей» брать на себя ответственность за совершение различных преступлений, для улучшения статистических показателей различных правоохранительных структур (данные с сайта и блогов ПНД «Курский вокзал. Бездомные дети»).
Теперь хотелось бы коснуться проблем распространения наркотиков и наркотических препаратов и участия в этих процессах коррумпированных представителей государственных структур. На слайде указан перечень наркотических препаратов, которые поступают в аптеки города и продажа которых требует серьезного контроля.
Наркотические и сильнодействующие (список А) препараты, продажа которых строго регламентируется: Буторфанол Стадол Морадол Трамал Залдиар Терпинкод Солутан Теофедрин-Н !!! Коаксил !!! (слепота, ампутация конечностей, тяжелая зависимость) Реладорм Реланиум |
Препараты, содержащие наркотические вещества или обладающие подобным действием, реализация по назначению врача: Кодеин (Тетралгин Пенталгин Нурофен+ Коделак Кофекс Седал-М Солпадеин Кодтерпин Седалгин) Тропикамид Мидриацил – капли в глаза, но внутривенное введение вызывает галлюцинации и сильнейшее пристрастие (и даже Валокордин и Корвалол в больших дозировках) |
Русскоязычный ресурс chat-behigh.org предлагает разные виды выделения кодеина, и рекомендует ресурсы, где обучают выращиванию марихуаны
По собираемым в МИЦ ООО ВЫБОР данным во многих аптеках г.Москвы (не менее, чем в 300) продолжается незаконный отпуск коаксила и буторфанола наркоманам, нами формируется этот перечень и далее он передается фонду «Город без наркотиков», который активно занимается организацией методичных проверок со стороны ФСКН, милиции, лицензирующих служб выявленных аптек и добивается отзыва лицензий и их закрытия.
Но прервать нелегальный поток наркотических и сильнодействующих препаратов в аптеки сложнее. Он, как высокодоходный бизнес, значительно коррумпирован на различных уровнях власти, «крышуется» выходцами из силовых структур или действующими сотрудниками МВД, ФСБ, возможно и ФСКН. А также существуют аптечные склады или способы реализации этих препаратов оптом, неподконтрольные государству. Если же «наркоаптеки» закрыть, то начнется перетекание наркоманов обратно к «барыгам» (торговцам наркотиками). Героин, метадон и другие наркотики для определенных «барыг» поставляются некоторыми «оборотнями в погонах» (имеются данные по Марьино, Гольяново, Зеленограду, Бутово). Возможно, что после закрытия всех «наркоаптек» к «барыгам» перейдут и права по реализации наркотических препаратов.
По нашим данным «оборотни в погонах» при передачи партий наркотиков для барыг используют сбросы их в определенных местах, информацию передают в виде СМС на незарегистрированный телефонный сотовый номер, переданный заранее. «Барыги» среднего уровня в Москве (только 50% из них наркоманы) получают деньги от 3-10 низовых распространителей (все - наркоманы) на веб-счета или яндекс-деньги (невозможно проконтролировать счета, т.к. головной офис находится в Евросоюзе) «третьего лица» - наркомана, счетами управляет сам барыга или его помощник, далее деньги моментально переводятся на счета «барыги». После чего «барыга» проводит сброс наркотика в условленном месте. Этой схеме своих «барыг» «оборотни» начали обучать 4 года назад. «Оборотни» получают возвратом 50% от продажи или заранее продают весовой грамм героина за 1200 руб. Для сравнения в Оренбурге 1 кг героина непосвященным в бизнес могут продать за 200 тыс. руб. В месяц чистая прибыль одного «барыги» составляет 6-10 тысяч дол, примерно столько же от одного барыги имеет «крышующий» его «оборотень в погонах». «Оборотень в погонах» отличается очень дорогостоящей машиной, разгульным образом жизни не соответствующим доходам, туристическими посещениями тропических стран каждые 3 месяца. Нам известно, что борьба с подобными элементами проводится в рядах силовых государственных структур, но, к сожалению, не жесткими методами. Правильными же профилактическими мероприятиями для государственных структур явилось бы введение должностей политруков, проводящих образовательные и духовно видоизменяющие мероприятия с личным составом. Важны так же лекционные и практические занятия с личным составом силовых государственных структур для повышения морально-нравственного облика служащих.
Все проводимые государством мероприятия по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, незаконным оборотом наркотических средств отличаются реактивным управлением, т.е. во всех случаях направлены на исправление следствий. Подобное управление процессами на государственном уровне так же может свидетельствовать о незаинтересованности государства в искоренении причин приводящих к рассматриваемым нами проблемам. Здесь стоит вновь упомянуть базисное противоречие и возможно поискать скрытые механизмы, по которым государству или обличенным властью лицам выгодно выставлять борьбу с наркоманией, алкоголизмом и незаконным оборотом наркотических средств на первом месте, получая за непрерывность работы со следствиями соответствующее вознаграждение. В чем кроется причина, почему мы не оплачиваем соответствующим ведомствам профилактическую работу, т.е. почему не платим за отсутствие проблем, но с удовольствием начисляем средства государственного бюджета тем, кто готов подвязаться разобраться с катастрофическими следствиями?
Реактивное реагирование государства на проблему наркомании имеет и свои временные закономерности – так при каждом новом избрании президента усиление борьбы с наркоманией происходит в течение года после избрания, спад перед очередными выборами и в процессе выборов в парламент и президента, вторые сроки президентского правления несколько менее интенсивны в борьбе с наркоманией и последствиями алкоголизма, чем первые.
Политика предупреждения следствий с воздействиями на причины была бы оправдана со стороны государства и по отношению к афганскому героину. Обеспокоенность общества России вызывают факты тотальной наркотизации всей страны идущим из Афганистана героином. Известно, что производство героина в Афганистане с 2001 года возросло уже в 44 раз, при этом наркотизация в России с 1990 года возросла в 8 раз и в 8 раз больше, чем в Евросоюзе. Практически 95 % производимого в Афганистане героина через страны Средней Азии поставляется на территорию России. Попытка в кратчайшие сроки сделать непроницаемой границу с Казахстанам обречена на провал. Но Россия вправе потребовать от мирового сообщества и стран, чьи армейские подразделения размещены в Афганистане ликвидацию незаконных посевов мака и производств морфия, основания героина (диацетилморфин основание) и гидрохлорида героина (диацетилморфин гидрохлорид) в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз (Хохлов И.И., 2009). Тем более что с 2009 года НАТО собираются через Россию перебрасывать войска и грузы в Афганистан. Также правильным проактивным процессом управления со стороны России в отношении афганского героина было бы распространение вредителей мака (бобовая тля, паутинный клещ, проволочники, медведки, хрущи, галловые нематоды и специфические для мака маковый скрытнохоботник: Stenocanus fuliginosus и Stenocanus cardui) на территории Афганистана с помощью баллистических ракет и при необходимости с заброской из космоса, создание вредителей мака, устойчивых к пестицидам. В связи с наркотизацией и алкоголизацией Россия на гране демографической катастрофы, в таких условиях мы вправе выбирать любые способы решения проблем – вплоть до активного уничтожения плантаций мака и производств героина в Афганистане с помощью ракетно-бомбовых ударов и именно в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх и городах Кундуз и Файзабад. Еще раз хочется напомнить, что смертность в России от афганского героина достигает 30000 молодых людей в год, для сравнения за 10 лет войны в Афганистане потери Советского Союза составили 15051.
Проактивное управление наркологическим здоровьем нации в России подразумевает создание определенных государственных доктрин и соответствующих политик. В частности в России важно рассмотрение проблемы алкогольной политики и отход от ее фискальных для государства начал к этическим принципам, которые сформулированы в «Европейской хартии по алкоголю» или хотя бы были в российской алкогольной политике с 1985 года (Пелипас В.Е., Мирошниченко Л.Д., 2008). Фискальные желания и лоббирование крупными табачными компаниями просматривается и в отказе России до сих пор присоединиться к Конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с курением. Настоящее время диктует правительству России пересмотреть свои позиции по отношению к алкогольной, табачной и наркотической политикам. И если наркотическую политику государства мы будем вырисовывать так же медленно и нежно, как алкогольную и табачную, то тогда не останется сомнений, что и распространение наркотиков в России кому-то очень выгодно и кто-то, как и в отношении алкоголя и табака, лоббирует хаотичность в лечении наркомании и в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Кто этот – кто-то?
Список литературы:
UNAIDS/WHO Second generation surveillance for HIV: the next decade. UNAIDS/WHO, 2000. WHO/CDS/CSR/EDC/2000.5 – UNAIDS/00.03E.
Козлов А.А. Медицинские и социальные последствия наркоманий. – В кн.: Руководство по наркологии: В 2-х т./ Под ред. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика-М 2002. – Т.1. – С. 367–384.
Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). - М.: Анархасис, 2002. – 112 с.
Пелипас В.Е., Мирошниченко Л.Д., Проблемы алкогольной политики. – М.: Национальный научный центр наркологии ФАпоЗиСР, 2008. – 39 с.
Рохлина М.Л., Козлов А.А. Наркомании. Медицинские и социальные последствия. Лечение. - М.: Анархасис, 2001. – 208 с.
Сиволап Ю.П., Савченко В.А. Алкоголизм: Практическое пособие для врачей. – М.: ОАО Издательство Медицина, 2007. – 128 с.
Хохлов И.И. Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане: инфраструктура наркобизнеса. С сайта автора http://www.nationalsecurity.ru/library/00021/index.htm, 2009
Шумский Н.Г. Алкогольные (металкогольные) психозы. – В кн.: Руководство по психиатрии: В 2-х т./ Под ред. А.С. Тиганова. – М.: Медицина, 1999. – Т.2. – С. 304–338.